28.09.2018
Система строительной экспертизы должна быть единым институтом
Такое заявление начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов сделал в ходе заседания Совета государственной экспертизы. Повысить качество работы экспертизы и сохранить институт в условиях трансформации как всей отрасли, так и экспертизы можно, только объединив усилия и наладив эффективный диалог с регулятором и участниками профессионального сообщества.
Первые необходимые шаги уже сделаны: сформирована технологическая база работы института, приняты ключевые решения и внесены изменения в нормативно-правовую базу, которые помогли запустить трансформацию экспертного института. В целом, калибровка работы экспертных организаций осуществлена, теперь пришло время для тонкой настройки, чтобы институт строительной экспертизы мог максимально эффективно выполнять те задачи, которые возложены на него обществом и государством. «Сейчас мы уже создали основу для того, чтобы в буквальном смысле работать вместе, и именно вместе, а не вместо кого-то. И для этого слияний и поглощений проводить не нужно», – заявил Игорь Манылов.
Новая концепция совместной работы предполагает в том числе и переход к деятельности в формате единой информационно-технологической платформы, где можно будет выстроить по профилю специализации регионы и организации, оценивать в режиме реального времени степень рабочей нагрузки экспертных организаций и экспертов и при необходимости подключать к работе над тем или иным проектом экспертов из различных организаций. Такой подход позволит создать условия как для тщательного и профессионального рассмотрения проектов, так и для снижения сроков проведения экспертизы. «Эти меры жизненно необходимы. И не только для облегчения работы наших экспертов. Так мы можем не допустить ошибок, на исправление которых уйдут годы – годы жизни наших граждан, успешной работы бизнеса, позитивного развития страны. Обеспечение единства института строительной экспертизы – магистральный путь нашего развития. Требующий приложения гораздо более серьезных усилий и более сложный, чем привычное администрирование, но именно такой механизм в максимальной степени окажет содействие нашему развитию», – подчеркнул Игорь Манылов.
Идею такого объединения экспертов поддержал и первый заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Леонид Ставицкий. «Строительная отрасль требует совершенствования. Каждый из сегментов строительного процесса нуждается в осмысленном и взвешенном, но весьма быстром реагировании. Сегодня мы наблюдаем серьезный подъем и усиление института экспертизы, потребность в котором постоянно растет, что, в первую очередь, связано с как с серьезным развитием, промышленной и социальной инфраструктуры в стране так и с недопустимо низким уровнем проектирования, – заявил Леонид Ставицкий. – Современная экспертиза прошла за короткий срок большой путь, переведя работу на инновационную технологичную платформу. Это привело к возникновению новых возможностей и требований, к необходимости развития законодательства, что, конечно, может вызывать на первых порах вопросы. Минстрой России выступает за ведение открытого диалога с профессиональным сообществом и совместную работу, объединение усилий: ведь перед нами стоит задача не только обозначить проблемные вопросы, но и вместе найти пути их решения».
Первый заместитель начальника Главгосэкспертизы России Вадим Андропов рассказал в ходе заседания об основных разрабатываемых на федеральном уровне нормативных правовых актах в области государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. В первом полугодии 2018 года в стадии разработки, согласования и принятия находилось 50 проектов нормативных правовых актов, направленных на совершенствование регулирования правоотношений в сфере строительства и градостроительной деятельности. Особое внимание слушателей Вадим Андропов обратил на ряд федеральных законов, которые напрямую влияют на работу экспертов.
Так, был принят Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 222-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Закон устанавливает требование о принятии решений об осуществлении инвестиций в объекты капстроительства, если подготовка обоснований инвестиций для них является обязательной, и утверждает полномочия правительства, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местных администраций по определению порядка принятия решений об осуществлении расходов соответствующих бюджетов на подготовку обоснования инвестиций и на проведение его технологического и ценового аудита, а также порядка осуществления указанных расходов.
Также первый замначальника Главгосэкспертизы России напомнил о проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и в иные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающем перенос экологической экспертизы на предпроектную стадию, изменение предмета экологической экспертизы и порядка ее проведения и введение стратегической экологической оценки. Переход к предлагаемой модели позволит избежать ситуаций, когда требуется повторно проходить экологическую экспертизу в случае внесения изменений в проектную документацию и истечения срока экологической экспертизы.
Вадим Андропов обсудил с участниками Совета и положения проекта федерального закона № 374843-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части саморегулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий», который был принят в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Законопроект предлагает повысить требования, предъявляемые к аттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы – в частности, увеличить минимальный стаж работы в сфере подготовки проектной документации или экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий до семи лет. Также устанавливается ответственность экспертов в виде аннулирования аттестата (без права переаттестации в течение трех лет) за выдачу положительного заключения при несоответствии проектной документации и результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Предполагается распространить на экспертные организации и на работников (экспертов) таких организаций, осуществляющих деятельность в сфере негосударственной экспертизы, требования Кодекса к саморегулированию в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.
Начальник Управления методологии и стандартизации экспертной деятельности Главгосэкспертизы России Александр Плескачев рассказал о направленном на совершенствование порядка проведения государственной экспертизы Федеральном законе от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в разработке которого непосредственно участвовала Главгосэкспертиза России.
Так, закон меняет предмет экспертизы проектной документации, уточняет порядок признания проектной документации экономически эффективной и упраздняется институт модифицированной проектной документации, уточняется статья 60 Градостроительного кодекса РФ, отвечающая за вопросы возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения.
В рамках представленных изменений конкретизируются полномочия Российской Федерации в области организации и проведения государственной экспертизы в части указания на то, что экспертиза в отношении проектной документации по объектам, расположенным на территориях двух и более субъектов, проводится уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Кроме того, уточняется термин «объект капитального строительства» и вводится новое понятие «некапитальное строение».
Также, добавил Александр Плескачев, в законе корректируются положения, регулирующие создание и ведение Единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.
Информацию о первых результатах работы реестра, запущенного в промышленную эксплуатацию 1 июля 2018 года, членам Совета государственной экспертизы представил начальник Управления сопровождения проектов Главгосэкспертизы России Сергей Суэтин. Он сообщил, что с момента запуска ЕГРЗ доступ к разделу «Экспертная организация» сервиса «Личный кабинет» системы получили 319 экспертных организаций, из них 83 государственные, 234 - негосударственная и две ведомственные экспертиза. На текущий момент создано 1493 раздела реестра.
«Система состоялась. Совместными усилиями мы продолжаем ее совершенствование, для этого каждый четверг и пятницу в Главгосэкспертизе проводятся встречи по вопросам работы государственных или негосударственных экспертных организаций с ЕГРЗ», – резюмировал Сергей Суэтин.
Начальник Управления информационных технологий Главгосэкспертизы России Александр Фетисов добавил, что с технической точки зрения ГИС ЕГРЗ работает стабильно: «При этом стабильность не подразумевает статичности, система развивается. Для введения нового функционала и оптимизации работы пользователей мы будем в постоянном режиме проводить оперативное обновление».
Заседание Совета государственной экспертизы прошло в расширенном формате: участие в нем удаленно и на площадке Главгосэкспертизы России приняло почти двести представителей региональных организаций государственной экспертизы и организаций, уполномоченных на осуществление негосударственной экспертизы в строительстве.