14.08.2015
Особенности ведения бухгалтерского учета в строительстве
Сложности ведения бухгалтерского учета в строительной организации, колоссальный объем информации и большая ответственность требуют от бухгалтера высокого уровня профессиональных знаний в градостроительной сфере, в административном и налоговом законодательстве. Об этом подробно говорили участники бесплатного семинара «Актуальные вопросы практики бухгалтерского и налогового учёта в строительстве», который провело для своих партнеров НП «СРО «ЛИГА ИЗЫСКАТЕЛЕЙ».
По мнению, основного докладчика, директора Центра образования и внутреннего контроля Института ДПО «Международный финансовый центр» Наталии Гусевой, в настоящий момент прослеживаются тенденции к увеличению числа проверок контролирующими органами организаций строительной сферы, особенно тех, кто работает в бюджетном секторе. В своем выступлении она подчеркнула, что главный бухгалтер строительной организации должен выстроить работу так, чтобы финансовые документы организации всегда были в полном порядке.
Все расчеты и документация должны подвергаться строгой проверке, согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ, который устанавливает обязанность организаций осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.
Участники семинара познакомились с основными изменениями законодательства, которые вступят в силу в 2016 году и отразятся на порядке ведения учетной политики организации. Например, со следующего года в дополнение 2-НДФЛ приходит новая форма отчетности 6-НДФЛ, которая вводится на основании Федерального закона №113-ФЗ от 02.05.2015 года. Данная форма будет сдаваться организациями поквартально, но зато перечислять налог станет проще. Кроме того, с 2016 года увеличивается лимит стоимости амортизируемого имущества с 40 000 рублей до 100 000 рублей.
В ходе семинара были рассмотрены особенности бухгалтерского учета доходов и расходов, которые определяются, в первую очередь, многозадачностью участников строительного процесса. Одна и та же организация может выступать в роли заказчика, инвестора и генподрядчика. Внимание уделялось важности правильного оформления первичной документации, составлению сметы, формированию и учету резерва на гарантийный ремонт, учету строительных материалов. Участники провели подробный разбор различных ситуаций, которые могут возникнуть в зависимости от этапности сдачи работ.
Как известно, учетная деятельность регламентируется положением по бухучету ПБУ 2/2008, в котором также рассматривается и налоговый учет. Одним из основных строительных налогов является НДС. Так, претензии налоговых органов могут возникать по причине занижения налогооблагаемой базы, применения налога на СМР для собственных нужд или применения больших вычетов по НДС. При ведении налоговой отчетности бухгалтеру важно разбираться в налоговой базе и относить доходы и расходы правильно.
В целом, рассматривая деятельность бухгалтера в рамках строительного процесса, собравшиеся отметили, что в работе ему приходится опираться на большую базу законов и нормативных документов, в которую входят федеральные законы, изданные Минфином приказы и разъяснения, положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), выпущенные Госкомстатом постановления и прочие документы.
Незнание последних тенденций и практического опыта может иметь для строительной компании серьёзные последствия в виде огромных штрафов, что, скорее всего, негативно отразится на ее текущей деятельности.
«Наша компания планирует реализовать большой строительный проект. В настоящий момент стоит задача правильно выстроить бухгалтерский учет, чтобы в дальнейшем не возникало проблем. Семинар мне был интересен. Я считаю, что насколько бы профессиональным не был бухгалтер, существуют нюансы, о которых он может не подозревать. Такие занятия позволяют приобрести новые знания и получить интересную информацию», - поделилась своими впечатлениями главный бухгалтер компании «Делим Индастриал Ко., Лтд» Екатерина Канищева.
Ее поддержала начальник отдела планирования инвестиций ЗАО «Омега» Екатерина Старовикова. В частности, она отметила: «По роду своей деятельности при выполнении расчетов по экономическому обоснованию строительства я должна знать бухгалтерский и налоговый учет. Программа этого семинара мне очень понравилась. Было много практических примеров. Конечно, невозможно охватить весь объем информации за одно короткое занятие. Однако, лектор специально для нас подготовила дополнительные материалы в электронном виде».