03.02.2014
Проект развития Мурманского транспортного узла одобрен Главгосэкспертизой
Инженеры НПО «Мостовик» завершили разработку первого этапа проектной документации комплексного развития Мурманского транспортного узла. Проект строительства железнодорожной ветки в Кольском районе Мурманской области получил положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России».
Мурманский морской порт, расположенный в акватории Кольского залива, — крупнейший транспортный узел у северных берегов России, база для перевозки грузов в районы Крайнего Севера, Арктики и дальнего зарубежья. Основное преимущество порта Мурманска — способность круглогодично принимать суда дедвейтом — полной грузоподъемностью более 150 тысяч тонн, это единственный незамерзающий порт за полярным кругом, имеющий собственный открытый доступ в мировой океан.
Для обеспечения перевалки возрастающих по объему грузов проектом предусмотрено возведение перегрузочного комплекса в Кольском районе Мурманской области с нефтяным и угольным терминалами, базы обслуживающего флота, а также строительство железнодорожной ветки протяженностью 46 км, которая соединит действующую Октябрьскую железную дорогу с перегрузочным комплексом.
«В 2011 году „Мостовик“ выиграл конкурс на проектирование комплексного развития Мурманского транспортного узла. На первом этапе разработана проектная документация на строительство железнодорожной линии длиной 46 километров, которая соединит Октябрьскую железную дорогу с перегрузочным комплексом, — пояснил инженер бюро ГИПов НПО „Мостовик“ Максим Смирнов. — Новая однопутная электрифицированная магистраль пройдет от станции Выходной через реку Тулому и далее по малозаселенной холмистой местности до станции Лавна в районе морского порта. Цель проекта — создание современной развитой транспортной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива. Суммарный объем грузоперевозок по новой ветке превысит 28 миллионов тонн в год, перспективная интенсивность движения к 2020 году составит 20 поездов в сутки. Весной 2014-го в рамках первого этапа будет проведен конкурс на строительство железнодорожной ветки, и „Мостовик“ обязательно примет в нем участие».
Проектом предусмотрена реконструкция действующей станции Выходной с увеличением числа приемоотправочных и сортировочных путей, а также строительство трех новых станций: Мурмаши-2, Промежуточная и Лавна со всей сопутствующей инфраструктурой. В составе линии запроектировано более 10 искусственных сооружений — железнодорожных мостов и путепроводов. Самый масштабный объект — мостовой переход через реку Тулому протяженностью 1 314 метров, расположенный в месте впадения реки в Кольский залив. Ввиду большой глубины и слабых грунтов дна Кольского залива для строительства опор потребуются буронабивные сваи длиной порядка 76 метров.
В целом на территории строительства преобладает холмистый рельеф, скалистые участки местности перемежаются с заболоченными участками с характерными слабыми грунтами. Трасса железной дороги пересекает мелкие реки и озера. В рамках проекта выполнен масштабный комплекс инженерно-геологических изысканий.
Проектная документация разработана в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». Реализация проекта позволит оптимизировать мировые грузопотоки с учетом стратегических и экономических интересов России, а также послужит импульсом для более глубокого изучения и разработки Арктического шельфа.