«Объемы ввода жилья в эксплуатацию растут из года в год»

Эксперты в преддверии возможного кризиса считают, что локомотивом российской экономики может стать строительная отрасль. О перспективах развития строительной сферы в интервью «Интерфаксу» рассказал министр регионального развития РФ Игорь Слюняев.

— Игорь Николаевич, заканчивая год с явным торможением в экономике, эксперты и представители власти задаются вопросом, что может стать новым драйвером роста на перспективу. Вы неоднократно заявляли, что на эту роль вполне подходит строительная отрасль. Ваши аргументы.

— Прежде всего, уточню, что мнение о высоком потенциале и больших возможностях строительного комплекса многие разделяют, особенно среди самих представителей отрасли, но мысль о стройке как «драйвере экономического роста» принадлежит президенту В. В. Путину. Такое определение — большой аванс, чтобы его реализовать, необходимо кардинально улучшить инвестиционный климат, снять административные барьеры, повысить эффективность институтов развития, деятельность которых нацелена на жилищное строительство.

Со строительным комплексом связано около 30 отраслей народного хозяйства. Среди них металлургия, добывающее производство, машиностроение, деревообработка, стекло, нефтехимия, многие другие. Стройкомплекс потребляет 10% продукции машиностроения, 20% проката черных металлов, 40% лесоматериалов. Одно рабочее место в строительной сфере поддерживает занятость пяти человек в смежных отраслях. Дайте заказ строителям — и пойдет оживление по широкому спектру промышленных секторов. Новостройки — первый признак здоровья экономики. В этом смысле отрасль вполне может стать локомотивом, драйвером развития.

— А сейчас мы строим много или мало?

— Объемы ввода жилья в эксплуатацию растут из года в год. Сравните: 2000 год — 30 млн кв. метров, 2012-й — 65 млн кв. метров жилья. По итогам 2013-го будет около 70 млн.

Однако если проанализировать расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, то объем капитальных вложений имеет тенденцию к постоянному снижению. Если 2007 год мы закончили с расходами на капитальные вложения 24% от объемов консолидированных бюджетов, то по итогам 2012 года это всего 12%. Падение в два раза.

А что такое капитальные расходы региональных бюджетов? Это школы, дороги, мосты, жилье — все, что обеспечивает развитие и комфортную среду обитания для человека, это инфраструктура для бизнеса, промышленности, сельского хозяйства и т. д.

По итогам трех кварталов 2013 года общий объем строительных работ остался практически на прошлогоднем уровне: 3938,4 млрд рублей, что на один процентный пункт ниже соответствующего периода 2012 года.

Сокращение объемов капитальных вложений — тенденция, которую следует переломить.

— Каким образом? Есть рецепты?

— Самое легкое — рассчитывать на увеличение финансирования. Но денег много не бывает, и исходить надо из тех реалий, из возможностей бюджета, которыми мы располагаем. Рецепты должны быть сориентированы на повышение эффективности бюджетных расходов, управленческие и нормативно-технические решения, способные резко продвинуть отрасль вперед.

Вся стройка подразделяется на два этапа: проектно-изыскательские работы и строительно-монтажные работы. Строительно-монтажные работы мы планируем, исходя из трехлетнего бюджета, в рамках 216-го федерального закона и в рамках подготовки бюджета на 2014 год и трехлетнюю перспективу. А вот что касается проектно-изыскательских работ — тут сложнее.

В нашей стране существовала практика создания заделов. К сожалению, сегодня у министерств и органов власти субъектов Российской Федерации, главных распорядителей средств федеральных, региональных бюджетов нет права оплачивать проектно-изыскательские работы. Мы отказались от планирования ПИРов при бюджетном планировании и финансируем только готовые проекты.

Но, на мой взгляд, очень важно строительно-монтажные работы и проектно-изыскательские работы планировать в комплексе.

В качестве примера. Что такое проект дороги, моста, здания (сооружения)?.. Это изыскания, которые необходимо произвести, прежде чем забить сваю или установить фундамент. Это инженерный проект, который необходимо заказать, разработать, пройти процедуру, связанную с проверкой на достоверность сметной стоимости, на безопасность, получить положительное заключение экспертизы. Это большой объем работ, который занимает, как правило, от одного до полутора лет.

Не имея заделов по проектно-изыскательским работам, мы волей-неволей либо ограничиваем объемы строительства, капитальных вложений, либо страдает качество бюджетных расходов.

Опыт показывает: если объект строится с листа «под ключ», когда в руки одному подрядчику отдаются работы по изысканиям, проектированию и строительству, когда начинается строительство объекта без наличия проектно-сметной документации, происходит увеличение сметной стоимости в два и более раза. Плюс надо рассчитывать технические условия, строить инженерные сети...

Хотя у нас и по сей день не существует надлежащего учета жилищного фонда. Ни одно ведомство, ни один статистический показатель не даст полную информацию о количестве жилья в России, об объеме жилья, которое нуждается в капитальном ремонте, и о количестве аварийного жилья. Это значит, что наши планы по приведению в нормативное состояние жилого фонда и программы по расселению аварийного жилья опираются на недостоверные, ненадлежащие обоснования, и с этим тоже необходимо бороться.

— Если финансовая ситуация сложная, можно строить по «экономным» проектам.

— Совершенно верно. Такими «экономными» проектами являются, например, проекты повторного применения. В 2013 году Минрегион впервые создал реестр проектов повторного применения. В него вошли социально значимые объекты.

Если брать из реестра такие проекты, значит, школы, детские сады, больницы, перинатальные центры можно строить, практически не тратя время и деньги на их проектирование. Проект лишь уточняется и привязывается к местности — и стройка началась. Экономия за счет применения проектов повторного применения составляет порядка 10 — 15 процентов от сметной стоимости объекта.

— Зачастую проблемы, которые сопровождают тот или иной объект или сооружение, кроются в проблемной проектно-сметной документации. ПСД для объекта — как ДНК для человека. Можно ли что-то усовершенствовать на этом самом изначальном уровне, при зарождении проектов?

— Это действительно так. Причем речь не только и не столько о проектных ошибках, свойство ошибаться, к сожалению, присуще людям любой профессии, речь надо вести прежде всего о том, что сами требования к составу проектно-сметной документации должны быть пересмотрены.

На мой взгляд, необходимо дополнить проектно-сметную документацию, состав инженерного проекта двумя разделами: первый раздел — это обоснование инвестиций, или, более точно выражаясь, технико-экономическое обоснование, и второй раздел — эксплуатации объекта капитального строительства.

Что такое обоснование инвестиций, технико-экономическое обоснование? Это когда каждое решение, принимаемое в рамках подготовки инженерного проекта, надлежащим образом обосновывается: почему такое перекрытие, почему именно такая кровля, почему такого вида фундамент, чем это предопределено. А второй важный момент — чтобы мы понимали, какие расходы будут связаны с содержанием здания (сооружения), а также какие расходы потребуются в дальнейшем на текущий и капитальный ремонт такого здания, когда наступит срок приведения его в нормативное состояние.

Мы любим говорить о контрактах жизненного цикла, и это правильный путь, когда здание и сооружение, объект капитального характера рассчитывается исходя из того, сколько он будет существовать. Допустим, жизненный цикл жилого дома — 35 лет. Инвестиционный цикл (изыскания, проектирование, строительство) — от полутора до трех лет. Всё остальное — это эксплуатация здания. ПСД должна отвечать на вопросы не только первых трех лет жизни объекта, но и на вопросы о более далекой перспективе, лучше в рамках всего жизненного цикла объекта. Как будет себя вести этот объект, какие работы потребуются на разных стадиях его «старения».

Наконец, ставя задачу повышения энергоэффективности нашей экономики, надо, конечно же, не забывать об энергоэффективности зданий и сооружений, которые мы проектируем и строим. А эффективность означает расходы, которые необходимо понимать на стадии принятия инженерных и проектных решений. Это все в обязательном порядке должно учитываться в ПСД.

— Что бы вы отметили в нормативно-техническом регулировании отрасли? Есть ли на этом направлении приоритетные задачи?

— Нормативно-техническое регулирование — отдельная большая проблема. Я хотел бы сказать, что два метода, которые практикуются сегодня при определении сметной стоимости объекта, индексно-базисный и ресурсный, далеки от совершенства, необходимы шаги по наведению порядка в ценообразовании. Но не только в системе ценообразования, надо посмотреть на регламенты, стандарты, нормы и правила, на материалы и конструктивные решения, которые мы применяем.

В соответствии с индексно-базисным методом сметная стоимость объектов учитывает плановые накопления (временные здания и сооружения, которые могут стоить и 1% от сметной стоимости, и 20%, транспортные расходы, зимнее удорожание), и никакого предельного уровня этих коэффициентов в природе не существует. Когда оценишь объем таких расходов, они составляют половину сметной стоимости объекта, а иногда и больше.

К сожалению, нормативно-техническая база отрасли не пересматривалась очень давно. Порядка тысячи СНИПов и ГОСТов предстоит уточнить, пересмотреть, избавиться от лишнего, и это большой пласт работы, который повлияет и на качество, и на энергоэффективность, и на снижение сметной стоимости зданий и сооружений, на эффективность работы отрасли строительства.

Минрегион начинал эту работу. Совместно с национальными объединениями саморегулируемых организаций и научно-исследовательским сообществом мы с начала 2013 года подготовили и утвердили 10 новых сводов правил, внесли 13 изменений в действующие своды правил, подготовили 5 межгосударственных строительных норм. Среди наиболее значимых свод правил «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения», актуализированный свод правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», актуализированный свод правил «Общественные здания и сооружения» и актуализированный свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

В области стандартизации в 2013 году подготовлен 51 стандарт, в том числе 48 межгосударственных стандартов. Разработано 3 ГОСТа на материалы для изготовления конструкций из керамзитобетона.

Есть развернутый план подготовки нормативно-технических актов в сфере строительства, и, конечно, его необходимо реализовать. Делать это надо быстро, не забывая о том, что существуют разные подходы, между которыми нужно найти компромиссы, что необходимы для применения еврокоды и, самое главное, что безопасность зданий и сооружений никоим образом не должна пострадать от технических и проектных новаций, рвущихся в отрасль. Устраняя избыточные барьеры для проектирования и строительства, мы должны сохранить неизменной советскую традицию безопасности и надежности объектов.

— Вы сказали, что улучшить деловую активность в отрасли можно за счет эффективности институтов развития, что имеется в виду?

— Вклад институтов развития в жилищное строительство должен быть очевиден, только это оправдывает их существование. Вот мы проанализировали, допустим, деятельность Фонда РЖС. За 2012 год и предшествующий период нарастающим итогом фондом введено 300 тысяч квадратных метров жилья. Если посчитать в целом объемы введенного в России жилья с 2007 по 2013 год, то уровень в 300 тысяч не превышает арифметической погрешности. При этом, напоминаю, все федеральные земли, на которых возможно жилищное строительство, переданы в фонд. Точно так же, как вопрос создания жилищных строительных кооперативов или «голландские аукционы» — инструменты Фонда РЖС. Имея такой арсенал в своем распоряжении, можно было бы рассчитывать на прорывные результаты по вводу жилья, но где они?..

90% конкурсов, которые проводит сегодня по отчуждению и передаче в аренду земельных участков, признаны несостоявшимися. Наверное, этот механизм не работает. Число «голландских аукционов» не превышает десяти. Тем не менее, не отработав этот инструмент, мы пытаемся его тиражировать и распространить уже на земли регионального и муниципального уровня.

Надо посмотреть на вклад АИЖК, вклад Фонда содействия реформированию ЖКХ в жилищное строительство, на программы по обеспечению отдельных категорий граждан жильем. Какова их эффективность, можно ли их считать стимуляторами нового строительства?

Мы, к сожалению, не можем достоверно сказать, каков же вклад бюджетного заказа в общие объемы жилищного строительства. Есть цифра 67 млн кв. метров жилья, которые мы вводим, предполагается, что половина — это индивидуальное жилищное строительство, а вот то, что касается многоквартирных жилых домов, тут непонятно.

Какова доля институтов развития, результат их деятельности — с этим надо определяться, чтобы понимать, насколько эффективно работает каждый из перечисленных институтов или инструментов. Это часть работы по улучшению деловой активности в отрасли, которую президент назвал «драйвером экономического роста».

Источник: Интерфакс

Вступить в СРО