Безопасность начинается с изыскателей

Национальное объединение изыскателей (НОИЗ) предприняло ряд серьезных шагов в сторону упорядочения существующей ныне нормативной базы, касающейся этой сферы. Проблемам инженерных изысканий посвящено сразу несколько пунктов «дорожной карты» «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшения предпринимательского климата в строительстве», готовится целый ряд инициатив, связанных с развертыванием контрактной системы.

О том, что именно делается и какой ожидается результат, нашему корреспонденту рассказал президент НОИЗ, президент СРО НП «Центризыскания» Леонид Кушнир.

— Леонид Григорьевич, знаю, что ряд ваших инициатив связан с предстоящим 1 января будущего года вступлением в силу федерального закона о контрактной системе (№ 44-ФЗ). Что именно нужно сделать в этом направлении?

— Прежде всего, необходимо упорядочить и конкретизировать законодательное и нормативное регулирование инженерных изысканий. Кроме того, на правительственном уровне необходимо принять некоторые новые документы, которые помогут заказчикам (застройщикам) четче представлять себе содержание и объемы наших работ, а также их значение для обеспечения безопасности объектов капитального строительства. Очень большие надежды изыскатели связывают с введением контрактной системы.

В этой связи НОИЗ будет продвигать свое предложение о присвоении нашим видам работ новых кодовых классификаторов ОКДП и ОКВЭД, что позволит отнести инженерные изыскания к научным исследованиям. Для наших предприятий, которые много лет страдают от недофинансирования, это имеет принципиальное значение. Мы получаем более благоприятный режим налогообложения. Кроме того, наши контракты не попадают на электронные аукционы и будут распределяться через двухэтапные конкурсы с предквалификацией.

Мы подготовили типовой контракт на выполнение изыскательских работ, который будет включен в библиотеку документов контрактной системы. И теперь важнейшей задачей остается обеспечить возможность проведения самостоятельных конкурсов на законодательном уровне. Пока этому препятствуют позиции ряда ведомств, а также некоторые противоречия в Градкодексе. Речь идет о частях 1, 2 и 3 статьи 47 и частью 5.2 статьи 48. Лично я всегда говорил, что генеральный проектировщик не может нести ответственность за достоверность, качество и полноту изысканий. А сейчас складывается ситуация, при которой это положение может помешать нашим организациям принимать участие в конкурсах. Дискуссия по этому вопросу имеет свою историю. В нынешних условиях мы намерены добиваться внесения изменений в Градкодекс и Постановление Правительства РФ № 20. В перечне видов работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капстроительства, должен быть возвращен пункт 7 — организация и координация работ, что предполагает ответственность и требования к исполнителю.

— Может ли застройщик способствовать изменению ситуации к лучшему?

— От заказчика/застройщика сегодня, действительно, зависит очень многое. Лично я убежден, что застройщик, который выдает техническое задание, должен быть профессионалом в строительном деле. Однако на практике сегодня такое бывает редко. Поэтому инженерным изысканиям не уделяют должного внимания. Иногда складывается впечатление, что нас как бы вообще выводят за скобки строительного процесса. Стоимость изыскательских работ занижена до предела! Сейчас она в лучшем случае составляет 0,15 — 0.5% от общей стоимости строительства, а в зарубежных странах — это 2 — 8%. Это чревато тем, что некоторые недобросовестные исполнители, чтобы уложиться в урезанную смету, вынуждены фальсифицировать данные изысканий — бурят меньше скважин, чем необходимо, уменьшают объемы по другим видам работ, а недостающие данные просто «рисуют». При этом следует учитывать, что абсолютное большинство изыскательских предприятий балансируют сегодня на грани выживания. А в результате складывается опаснейшая ситуация, которая в дальнейшем может привести к техногенным катастрофам.

— Государство готово сегодня прислушиваться к мнению профессионалов?

— Обсуждение плана мероприятий «дорожной карты» «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» показало, что на государственном уровне появилось реальное понимание того, что диалог с профессиональным сообществом является важнейшим условием выработки действительно эффективной политики в этой сфере. Именно в процессе диалога первоначальный вариант «дорожной карты» был переработан, в него были внесены новые позиции, предложенные тремя Национальными объединениями.

С точки зрения улучшения предпринимательского климата и создания условий для реализации закона о контрактной системе среди мероприятий «дорожной карты» в первую очередь интересна разработка приказа об уточнении требований к составу и оформлению задания и программы выполнения инженерных изысканий, а также к составу текстовой и графической частей материалов и результатов инженерных изысканий, включаемых в отчетные материалы. Это пункт 14 «дорожной карты». Мы старались подготовить лаконичный и наглядный документ, который поможет лучше выстраивать взаимоотношения между изыскателями и застройщиками. Надеемся, что с появлением этого приказа застройщики начнут наконец-то выполнять требования законодательства.

— Ряд изменений, касающихся изысканий, планируется внести в Градостроительный кодекс. О чем именно речь?

— Речь идет о пункте 12 «дорожной карты», который предполагает возвращение в Градкодекс требований к проведению инженерных изысканий для обоснования документации по планировке территорий. В 2011 году эти положения были ошибочно исключены, но сегодня, к счастью, проблема постепенно решается. Первым шагом стало принятие летом этого года поправок, которые инициировал Минтранс. Наши интересы совпали — поправки по изысканиям для обоснования планировки территории были снова внесены. Однако пока это касается только линейных объектов. Следующим этапом должно стать перенесение требований по изысканиям и на остальные объекты. Минрегион уже подготовил проект закона, который сейчас согласовывается. Но в Госдуму он еще не внесен по причине межведомственных разногласий, которые постепенно устраняются.

— Насколько эти разногласия серьезны?

— По-разному. Например, в Минэке и Минфине считают, что изыскания — это излишние траты бюджетных средств и можно от них отказаться. Такое впечатление, что чиновники, вероятно, забыли, сколько средств тратится на ликвидацию последствий всевозможных разрушений и аварий, которые происходят из-за того, что вовремя и в полном объеме не проводятся изыскания на планировочном уровне. Из-за этого зачастую принимаются небезопасные решения, когда здания, сооружения и даже целые поселения строятся в зоне высокого риска наводнений, на просадочных грунтах или поверх карстовых провалов. В других ведомствах разногласия носят редакционный характер. И найти общий язык там гораздо проще.

— Вы участвовали в разработке проекта постановления правительства России «О создании государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий». Какие задачи будет решать этот фонд?

— Этот проект постановления мы совместно с Госстроем разработали в соответствии с пунктом 15 «дорожной карты». Он реализован как одно из мероприятий разработанной ранее Концепции развития отрасли инженерных изысканий до 2020 года. Его главными задачами будет сбор, учет, хранение, систематизация и актуализация материалов и данных инженерных изысканий для ИСОГД, ведение изученности по территориям субъектов федерации и предоставление этих данных всем заинтересованным субъектам.

— Спасибо за беседу! Будем надеяться, что изыскания, наконец-то, снова займут свое законное место в строительном процессе!

Источник: Строительство.ру

Вступить в СРО