17.10.2013
Государство поможет «Роснефти» запустить Восточный НПЗ
Бюджет потратит на инфраструктуру завода 82,7 млрд. рублей, а еще почти 26 млрд. возьмут на себя «Газпром», ФСК и РЖД.
Восточный НПЗ на Дальнем Востоке, строительство которого обойдется «Роснефти» более чем в 1 трлн. рублей, потребует и солидных инвестиций в создание сопутствующей инфраструктуры. Нефтяная компания оценила стоимость строительства железной дороги, электросетей, газопрововода и других ее необходимых объектов в 108,71 млрд. рублей, рассказали «Известиям» в Минэнерго. Государство готово профинансировать примерно три четверти этих затрат (82,7 млрд. рублей), оставшиеся расходы (26 млрд. рублей) возьмут на себя «Газпром», РЖД и ФСК.
В «Роснефти» официально не комментируют вопрос. Однако источник в компании подтвердил оценку в 108 млрд. рублей. По его словам, компания направила письменное обоснование с подробным описанием затрат на каждый из объектов инфраструктуры во все профильные ведомства. Единого генподрядчика по созданию инфраструктуры НПЗ не будет: все объекты строят профильные компании без участия самой «Роснефти».
По данным Минэнерго, будущему НПЗ потребуются объекты водоснабжения, электро- и теплоснабжения, газопроводы, железнодорожные пути и переходы, автомобильные дороги, морской терминал, нефтетранспортная инфраструктура (расширение ВСТО), а также объекты социального значения и инженерная подготовка площадки завода. Глава Минэнерго Александр Новак ранее заявлял, что газопроводы, железнодорожные пути, а также линии электропередач будут финансироваться из внебюджетных источников, то есть за счет «Газпрома», РЖД и ФСК.
Как уточнили в Минэнерго, расходы «Газпрома» оцениваются в 2,5 млрд рублей, ФСК и РЖД предстоит потратить 5 млрд и 18,44 млрд рублей соответственно. В пресс-службе ФСК сообщили, что компания планирует построить линию электропередач и подстанцию к ней, уже объявлен конкурс на проектно-изыскательские работы.
Представитель РЖД отмечает, что в инвестпрограмме компании не предусмотрены средства на строительство подъездных путей к ВНХК. При этом железнодорожная монополия выдала «Роснефти» технические условия по примыканию подъездного пути завода к путям общего пользования РЖД.
— Как правило, подъездные пути строит само предприятие, а РЖД выдают технические условия, — говорит он.
Остальные объекты предполагается построить за счет госбюджета — в рамках федеральных программ по развитию Дальнего Востока и транспортной системы. В общей сложности из госказны может быть выделено 82,77 млрд. рублей. В Минвостокразвития не смогли прокомментировать эти данные.
В расчеты «Роснефти» не включены затраты на расширение нефтепровода ВСТО. По оценкам «Транснефти», указанным в документах Минэнерго, стоимость расширения трубы для прокачки 7 млн. нефти в год для нужд первой очереди дальневосточного НПЗ может составить 43 млрд. рублей. Однако позже «Транснефть» отозвала эти расчеты. По словам представителя «Транснефти», это связано с заморозкой тарифа на прокачку нефти в будущем году, а также с неопределенностью дальнейшей индексации тарифа. Сейчас в инвестпрограмме не предусмотрены средства на расширение ВСТО для приморского НПЗ.
Общие инвестиции (без учета инфраструктуры) в проект НПЗ оцениваются в 1,313 трлн. рублей (три очереди общей мощностью 30,8 млн. т нефти в год), запуск первой очереди запланирован на 2020 год. Решение о строительстве дальневосточного НПЗ «Роснефти», по словам главы Минэнерго, правительство должно принять до конца текущего года.