19.08.2013
Росатом показал экологам место будущей подземной лаборатории
Представители Гражданской ассамблеи Красноярского края, ученые и экологи посетили Нижнеканский горный массив под Железногорском. Там специалисты Росатома ведут изыскательские работы для строительства подземной лаборатории, в которой планируется исследовать возможности в перспективе создать объект окончательной изоляции радиоактивных отходов (РАО) — жители называют его просто «ядерным могильником». Общественники недовольны такой перспективой, однако рады, что открытое обсуждение этих планов началось. Основным камнем преткновения стал выбор места для подобного объекта. Публичные слушания по этому скандальному проекту намечены пока лишь на 2015 год. Подробности — в материале «ФедералПресс.Сибирь».
На днях состоялось выездное заседание рабочей группы Гражданской ассамблеи Красноярского края по общественному экологическому контролю на месте предполагаемого строительства подземной исследовательской лаборатории (ПИЛ), где сегодня ведутся проектно-изыскательские работы. Речь о Нижнеканском горном массиве, расположенном в пределах 50 км около миллионного Красноярска и его стотысячного города-спутника Железногорска. Об этом корреспонденту «ФедералПресс.Сибирь» сообщили в пресс-службе Гражданской ассамблеи.
Напомним, поводом для появления рабочей группы стало активное обсуждение проекта в СМИ и профессиональном сообществе. По данным ФГУП «Национальный оператор по обращению с РАО» («дочка» Росатома), в хранилище будет складироваться 155 тыс. кубометров отходов низкой активности и 4,5 тыс. кубометров — с высокой. Объект будет расположен на глубине 500 м в скальном массиве. В настоящее время идет проектирование лаборатории, в 2015 году документацию планируется вынести на публичные слушания.
Однако многие экологи и гражданские активисты опасаются таких рисков, как возможный сдвиг пород, техногенная авария или даже теракт. Как сообщал экспертный канал, впервые предложения создать группу и провести ее выездное заседание на месте предполагаемого строительства ПИЛ прозвучали в июне 2013 года в ходе круглого стола, состоявшегося под эгидой Гражданской ассамблеи (ГА) Красноярского края. В состав группы вошли представители экологической общественности региона, члены Гражданской ассамблеи, представители законодательной и исполнительной власти.
«Там ведутся серьезные геологические исследования, — заявил „ФедералПресс.Сибирь“ председатель общественной экологической палаты ГА Виктор Долженко, побывавший на выездном заседании. — Мы видели и даже трогали грунт из тех кернов, которые извлекают из скважин с глубины 400 метров. Это очень прочный грунт. Мы убедились, что там пока нет ничего такого, чем активные противники строительства ПИЛ, которое не ведется, пугают общественность. Что туда везут ядерные отходы чуть ли не со всех сторон и что там уже, как говорится, готовая свалка».
По словам общественника, поездка была очень полезной для всех сторон. Особенно с точки зрения налаживающегося контакта со специалистами НО РАО. Как сообщил Виктор Долженко, с активистами и политиками ядерщики ведут открытый диалог, «все рассказывают, все показывают». «И у нас пока не закрадывается опасений, что они что-то от нас утаивают. С этой точки зрения наша поездка была не только полезна, но и необходима», — констатировал глава общественной экологической палаты.
«Мы следуем политике информационной открытости и хотим показать, что пока строительство не ведется, РАО не завозятся, но активно ведутся проектно-изыскательские работы, — заявил директор железногорского филиала НО РАО Антон Понизов. — Возможно, у специалистов рабочей группы появятся важные замечания. Мы всегда готовы к диалогу».
Вместе с тем, по данным Виктора Долженко, далеко не все члены рабочей группы довольны тем, как ведется разработка проекта лаборатории. У некоторых экологов остается много вопросов, на которые им пока не дают ответов. В частности, остается непонятным, почему выбрано именно это место, под Железногорском и Красноярском, в 4-5 км от Енисея.
По информации Росатома, в России создается «система окончательной изоляции радиоактивных отходов», которая должна исключить риск их негативного влияния на окружающую среду. В госкорпорации утверждают, что для исследования возможности размещения соответствующих объектов определены 30 перспективных площадок в 18 регионах России и семи федеральных округах. Однако активные изыскательские работы ведутся пока только под Железногорском. Как стало известно «ФедералПресс.Сибирь», вопрос об обстоятельствах выбора площадки и анализ других мест уже вынесен на ближайшие заседания рабочей группы ГА.
«Неужели в нашей огромной России не нашлось альтернативных вариантов?! — вопрошает красноярский активист движения „Плотина.Нет“, член рабочей группы ГА Александр Колотов. — Почему именно рядом с миллионным городом и самой крупной в Сибири рекой? Наличие удобной логистики и соседство горно-химического комбината — уже довольно вялые аргументы. Мы ждем от НО РАО критерии выбора, по которым оценивались другие площадки — если это, конечно, было сделано. И список этих площадок».
Также эколог усомнился в выгодах проекта ПИЛ для Железногорска, Красноярска и всего края, о которых говорят атомщики. Колотов привел в пример программу развития Нижнего Приангарья.
«Нам тогда тоже всем говорили о дополнительных доходах в бюджеты, о новых рабочих местах, — заявил активист корреспонденту „ФедералПресс.Сибирь“. — На самом деле почти все сливки с проекта сняли корпорации и фирмы, которые возводили объекты, а муниципалитеты и край почти ничего не приобрели. И сейчас атомщики нам рассказывают, как в западных странах муниципалитеты чуть ли не в тендерах участвуют, чтобы получить право размещения ПИЛ на своей территории. Потому что они сразу после этого становятся очень богатыми. И гордыми. Но у них другое законодательство. Поэтому нам остается быть только гордыми».