03.06.2013
НПЗ подключат к нефтепроводу «Восточная Сибирь — Тихий океан»
В Министерстве развития Дальнего Востока (Минвостокразвития) России надеются, что подключение Комсомольского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) и Хабаровского НПЗ в нефтепроводной системе «Восточная Сибирь — Тихий океан» (входит в ОАО «Транснефть», ВСТО) решит проблему дефицита топлива на Дальнем Востоке, однако для насыщения регионального рынка бензином региону требуется еще три нефтеперерабатывающих предприятия. Об этом говорится в сообщении пресс-службы министерства, распространенном по итогам совещания, посвященному подключению нефтеперерабатывающих заводов в Хабаровском крае к трубопроводу.
Сейчас в регионе действуют два крупных НПЗ — в Комсомольске-на-Амуре и в Хабаровске, которые перерабатывают в общей сложности 11,418 млн. т. нефтепродуктов, покрывая потребность Дальнего Востока на 34%.
Недостающее топливо приходится завозить железной дорогой с заводов в Западной и Восточной Сибири. Транспортные издержки слишком высоки, что отражается на стоимости бензина.
Подключение Комсомольского и Хабаровского НПЗ к системе ВСТО и реконструкция их мощностей позволит увеличить объем переработки нефти и выход готовой продукции, отметили в Минвостокразвития. При этом в сообщении подчеркивается, что нефтеперерабатывающие компании не принимают должных мер по строительству мини-заводов и установок газомоторного топлива GTL для удовлетворения потребности не только промышленных предприятий, но и населения отдаленных регионов Дальневосточного округа.
В настоящее время идет строительство отвода на Хабаровский НПЗ длиной 26 км, пропускная способность которого составит 5 млн. т. нефти в год, с увеличением до 6 млн. т. Ввод его в эксплуатацию намечен на 2014г. Строится также дополнительная нефтеперекачивающая станция (НПС).
По отводу на Комсомольск-на-Амуре подписано генеральное соглашение с ОАО «НК «Роснефть» и начаты проектно-изыскательские работы. Предполагается, что длина отвода составит 350 км, пропускной мощностью 7 млн. т, на нем будут возведены дополнительно три НПС, а на конечной точке — коммерческий узел учета нефти. Строительство большинства объектов отводов будет вестись за счет компаний — владельцев НПЗ. Ввод в эксплуатацию запланирован по 2017г.
Сумма инвестиций в строительство отвода до НПЗ в Комсомольск-на-Амуре составляет до 1 млрд. долл., с перспективой существенного увеличения в зависимости от физических условий проекта. В свою очередь отвод до Хабаровского НПЗ оценивается в 3,5 млрд. руб.
Напомним, по ВСТО также осуществляются поставки нефти в Китай, которые в ближайшее время планируется значительно увеличить. 16 мая 2013г., отвечая на вопрос о том, как повлияет рост поставок в Китай на поставки нефти на Хабаровский и Комсомольский НПЗ, глава «Транснефти» Николай Токарев отмечал, что данные НПЗ получат свои ресурсы, а вот нефти на Восточный нефтехимический комбинат (стоится в г.Находке) может уже не хватить. При этом российские власти планируют расширение ВСТО, финансирование которого, возможно, будет осуществляться за счет за счет средств Фонда Дальнего Востока.