В Иркутске начать «вторую индустриализацию» решили с транспортной инфраструктуры

Сделать Иркутскую область опорной территорией для развития Дальнего Востока и Байкальского региона рассчитывают здесь. Препятствием для региона, который является «воротами» на восток России, стали неразвитая инфраструктура и низкая экономическая привлекательность территорий. Совместно с СО РАН, Высшей школой экономики и консалтинговой компанией «Стратеджи Партнерс» в правительстве области ищут пути их преодоления, сообщили ИТАР-ТАСС на презентации экономического потенциала региона.

«Наша стратегия развития базируется на четырех блоках инфраструктуры, — пояснял заместитель председателя облправительства Алексей Зезуля, — инженерной, промышленной, туристической и социальной. Ключевой для нашего субъекта с учетом расстояний и серьезного экономического потенциала является инженерная инфраструктура». «Отсутствие дорог и энергодефицитность ряда районов, в частности, золотодобывающего Бодайбинского — главный сдерживающий фактор для освоения крупнейших месторождений», — признал зампред.

Региональные власти рассчитывают создать в Иркутске транспортный хаб, проведя реконструкцию действующей воздушной гавани и построив аэропорт Иркутск-Новый, о возведении которого говорят еще с 1970-х гг. Запланирована реконструкция ряда малых аэропортов, продвигается проект по созданию единого авиаперевозчика с Бурятией и Забайкальем.

Особые надежды связаны с развитием БАМа и Транссиба. Правительство РФ приняло решение направить в уставный капитал РЖД 260 млрд рублей. Иркутская область и сама готова участвовать рублем в развитии магистралей. По словам губернатора Сергея Ерощенко, источником средств в этом случае может стать региональный инвестиционный фонд, объем которого в 2013 году составил 3,7 млрд рублей.

На первом этапе реконструкции БАМа предполагает решение вопросов с электрификацией и расшивка «узких» мест, пояснил ИТАР-ТАСС заместитель начальника Восточно-Сибирской железной дороги ВСЖД, филиал РЖД по корпоративному управлению и работе с органами власти Александр Парщиков. «Сейчас предстоит провести изыскательские работы. Полотно под второй путь есть, но нужно смотреть его состояние, поскольку со строительства БАМа прошло уже слишком много лет», — отметил он. В планах РЖД и реконструкция станции узловой станции Тайшет, с которой начинается БАМ. На эти цели будет направлено 200 млн рублей.

Особая статья областных расходов на инфраструктуру — развитие сети автомобильных дорог. «Иркутская область договорилась с Якутией о прохождении автодороги „Вилюй“ соединит два региона максимально близко к Непскому месторождению калийных солей», — отметил Зезуля.

Строительство горно-обогатительного комбината на базе Непского месторождения — самый крупный из предварительного перечня проектов предлагаемого к реализации в рамках принятой госпрограммы по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона. На его реализации приходится около половины суммарного объема инвестиции по 20 инвестиционным проектам — 322, 8 млрд рублей. В пуле проектов значится также освоение месторождений Ангаро-Катской группы, Сухого Лога, Зашихинского месторождения. Продолжают перечень создание новых мощностей по лесопереработке, фармакологии, нефтегазохимии, строящийся РУСАЛом Тайшетский алюминиевый завод, особая экономическая зона «Ворота Байкала», инвестпрограммы крупнейших налогоплательщиков «Ангарская нефтехимическая компания», «Верхнечонскнефтегаз», «Иркутская нефтяная компания», Иркутский авиазавод — филиал корпорации «Иркут».

Все они объединены в два мегапроекта «Южная зона инновационного развития и формирования Иркутской агломерации» и «Комплексное развитие Братско-Усть-Илимской промышленной зоны» с суммарным объемом инвестиций 674,4 млрд руб и в таком виде предложены были на федеральном уровне. Российским правительством они были оценены как наиболее перспективные и заняли топовые строчки в рейтинге из 23 проектов.

Источник: ИТАР-ТАСС

Вступить в СРО