Строители Петербурга копируют урбанистические ошибки лужковской Москвы

Город вырос из старых границ и претендует на территорию размера XL. За последний год Петербург преодолел сразу несколько барьеров: пятимиллионный житель, полуторамиллионный мигрант (по оценкам независимых экспертов). Северная столица ощущает не только нехватку площадей, но и явный недостаток кислорода. Все активнее начинают застраиваться городские окраины, и лишь там пока еще можно отыскать более или менее доступное жилье. Означает ли это, что нивелирование границ между городскими землями и областным хозяйством, становится все реальнее, и через некоторое время два субъекта федерации действительно образуют какой-нибудь «Невский край»? Исторически сложилось, что Петербург развивался по вертикали: на север и юг. Неоправданно без внимания оставили восточную часть города и его окраины. Но даже несмотря на слабую инфраструктуру, из большей части Всеволожского района довольно удобно добираться до центра города, а Кудрово, к примеру, вообще лежит в пределах кольцевой автодороги. Токсово, Мурино, Всеволожск — эти населенные пункты находятся гораздо ближе Парнаса или Петродворца — районов, официально входящих в состав Санкт-Петербурга. Однако де-юре все они относятся к другому региону. И вот тут-то начинаются проблемы. Когда на земли с сельским потенциалом устремляются городские амбиции. Пару недель назад в поселке Токсово Ленинградской области народный гнев достиг предела. Согласно новому генеральному плану застройки населенный пункт скоро превратится в новый спальный район Петербурга. Население Токсово вырастет почти в три раза: с 7 до 20 тысяч человек. Основная застройка планируется на территории, принадлежащей Министерству Обороны: на месте бывших воинских частей возведут 4-х и 5-ти этажные дома. Жители боятся, что новостройки подключат к местным трубам, а устаревшие коммуникации не выдержат такой нагрузки. Кроме того, активное строительство может нарушить уникальную экологическую систему Токсово. «На первых слушаниях год назад люди были согласны с 5-ти этажными постройками. Теперь жители частных домов просят еще уменьшить этажность — до двух этажей» — в недоумении заявил на последних общественных слушаниях глава администрации поселка Токсово Леонид Колесник. Слушания признали несостоявшимися, жители собирают подписи за отставку местного совета депутатов, а строители тем временем уже начали возводить первую новостройку на Привокзальной улице. Кстати, сами застройщики, хотя и понимают инвестиционную привлекательность приграничных земель, не торопятся скупать участки. «Проблем, действительно, много, но они решаемы. — Говорит Юусо Хиетанен, генеральный директор компании NCC Жилищное строительство, возводящей жилой комплекс „Эланд“ в Мурино. — В первую очередь была сложность — теперь это в прошлом — подключение к магистральным городским инженерным сетям. Сейчас администрация Ленинградской области старается исправить ситуацию в строительном кластере региона, упорядочив и составив новые правила игры». Одна из главных проблем городских окраин — плохая транспортная доступность и отсутствие внятной инфраструктуры. «Мурино, в своем роде уникальное место, это единственный населенный пункт, расположенный в области, практически на границе с городом, имеющий станцию метро „Девяткино“, одноименную железнодорожную станцию, автовокзал „Северный“, с автобусами междугороднего сообщения, и развязку КАД. В планах создание здесь международного автовокзала, предполагается, что с нового вокзала ежесуточно будут отправляться до 500 автобусов, что позволит создать полноценный современный транспортно-пересадочный узел (хаб) с перехватывающей парковкой. Практически Мурино — могло бы стать полноценным городским районом. Что касается социальной инфраструктуры, то здесь, действительно, есть проблема, но она также снимается девелоперами, работающими в районе. В Санкт-Петербурге темпы строительства снижаются. Сейчас задерживают согласование строительной документации и, также как и в области, переносят ответственность по созданию социальной инфраструктуры на девелоперов, что неизбежно спровоцирует реакцию рынка, скорее всего в виде роста цен» — добавляет Юусо Хиетанен. В конце декабря прошлого года Шведская компания NCC, возводящая жилой комплекс «Эланд» в Мурино, получила официальное подтверждение отмены градостроительного плана второго этапа строительства комплекса. Решение властей, отмечают в компании, никак не отразится на сроках сдачи уже начатых первых четырех домов. Однако, у руководства NCC до сих пор много вопросов к чиновникам. Проектные материалы начали согласовывать еще в 2008 году. Эскизам дали добро на всех уровнях власти: и муниципалы, и КГА Ленинградской области. Теперь в документации нашли изъяны. Даже отказ компании от одного из жилых корпусов — в пользу строительства детского сада на 236 мест — и протокол, по которому NCC обязались зарегистрировать компанию, возводящую «Эланд», в Ленинградской области и платить налоги в региональный бюджет, не смягчили решения чиновников. «Проблема не только в Мурино. Есть еще Бугры, Янино и Новое Девяткино. Проблема общая, но наибольшую концентрацию она получила в Мурино. — Рассказывает вице-губернатор Ленинградской области по строительству Георгий Богачев. — Дома еще не построены, но любой может убедиться — уже сегодня тяжело, не припарковаться. Заселено 10% от объема жилья. Речь не идет о том, чтобы снести дома. Речь о том, чтобы на будущее изменить документы градостроительные. Этим и занимаемся. Алгоритм такой — отменить ряд проектов планировок, тех, на которые пока не выданы разрешения, и сделать новые с наличием инфраструктуры». Кстати, масштабная застройка, кажется, коснется не только неприглядных окраин, но и исторических пригородов. В Пушкинском районе близ музея-заповедника Царское село планируют строительство целого города под незатейливым названием «Южный». Больше 4 миллионов квадратных метров жилья должны обеспечить кровом почти 134 тысячи человек. И все бы ничего, но в зону застройки попадает Кондакопшинский лес и река Кузьминка — основной источник всех прудов Екатерининского парка. Экологи уже бьют тревогу, а чиновники Смольного ломают голову над тем, как изменить Генеральный план. Территории, предлагаемые под застройку «Южного» — это земли сельско-хозяйственного назначения. Но подробности пока не разглашаются. На обсуждение документ вынесут в апреле. Тогда же запланированы и публичные слушанья. Этих проблем можно было бы избежать, будь у города адекватный генеральный план, затрагивающий вопросы расширения границ Петербурга, считает профессор Сергей Семенцов, декан архитектурного факультета Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета: «Все генеральные планы 1924, 1934, 1948, 1966 и 1987 — они все решали эти вопросы. Потому что невозможно было разрабатывать генеральный план города в границах города, не затрагивая вопросы пригородной, лесопарковой зоны, развития области. После 1992 года в рамках действия генплана 1987 года, но уже в новой системе, когда возникло 2 субъекта федерации, которые имели жестко свои правила игры, эти вопросы были заброшены и забыты, хотя все специалисты говорили, что такие темы должны быть обязательно. Не может город развиваться без области. Есть масса тем, которые должны быть решаемы совместно, даже по определенной технологии». О перспективе объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области говорят уже несколько лет. Но пока никаких конкретных шагов чиновники не предпринимают. Александр Конфисахор, доцент кафедры политической психологии факультета психологии СПбГУ: «Вопрос уже давно обсуждается. Объединение идет в русле нашей политики, оно направлено на укрупнение субъектов федерации. Чем меньшими субъектами надо управлять — тем проще для государства. Ленобласть по-другому специфический район. И невозможно те алгоритмы управления, которые приняты у нас в Санкт-Петербурге, однозначно перенести на Ленинградскую область. Это огромнейший субъект федерации и там живут другие люди, привыкшие по-другому ко всему относиться. Более того, по темпам своего развития и потенциалам Ленобласть сильнее, чем Петербург, и она не захочет объединяться». Нормально подготовленных с инженерной точки зрения участков под строительство в Петербурге почти не осталось — это факт. Зато есть так называемый «серый промышленный пояс»: старые обанкротившиеся заводы, земли, принадлежащие Российским Железным дорогам, Министерству обороны. Сегодня эта зона депрессивной застройки никак не используется. Транспортная доступность плохая, нет адекватной инфраструктуры, да и с экологической точки зрения эти участки не привлекают ни инвесторов, ни тем более потенциальных покупателей. Но выбрасывать мусор на помойку, вместо того, чтобы перерабатывать его — не лучший вариант. Совсем недавно этими депрессивными местами заинтересовался Смольный. За 200 дней команда из 17-ти специалистов должна составить план развития территорий Петербурга, предназначенных для жилищного строительства. На разработку программы выделяют 17,5 миллионов рублей. Изыскатели должны будут найти в Северной столице участки, пригодные для жилищной застройки. В первую очередь архитекторы обратятся к старым больничным корпусам, типографиям, неэффективно используемым госучреждениям. К 2025 году Смольный задумал ликвидировать более ста предприятий. Так на территории завода «Петмол» на Московском проспекте вырастут многоэтажки. 1200 квартир появятся на месте еще одного предприятия на Петроградской стороне. Эта инициатива, казалось бы, решает сразу все проблемы: убирает вредные производства, освобождает участки под жилье, если бы не один факт. Тысячи квадратных метров жилья без той же внятной инфраструктуры и новых транспортных обходов лишь добавят тысячи новых авто и километры пробок на центральные магистрали Петербурга.

Источник: КУРС

Вступить в СРО