01.02.2013

Прокладка дороги через Умбозерский перевал Мурманской области неприемлема

30 января состоялось заседание Общественного совета при Минприроды РФ, на котором рассматривался вопрос о строительстве ЗАО «Северо-Западная фосфорная компания» (СЗФК) автомобильной дороги в районе планируемого национального парка «Хибины».

Общественный совет признал планы прокладки технологической дороги через Умбозерский перевал — на чём настаивала СЗФК — неприемлемыми, как по экологическим, так и по техническим соображениям.

В докладе специалистов Географического факультета МГУ более предпочтительным — по предварительным оценкам — был назван северо-восточный вариант: вокруг восточной части Хибин и вдоль берега Умбозера. Но представители СЗФК заявили, что это сделает освоение месторождения нецелесообразным. Министр Сергей Донской объявил о том, что в течение недели СЗФК должна представить в министерство свои расчёты стоимости разных вариантов дороги и влияния их на рентабельность разработки месторождения, а также о том, что Росприроднадзор проведёт проверку соблюдения СЗФК требований экологического законодательства и выполнения условий выданных лицензий при работе над проектом освоения Партомчорра.

«Общественный совет Минприроды, по сути, сделал тот же вывод, к которому уже давно пришли экологические организации Мурманской области, — комментирует участник заседания, председатель совета „Кольского центра охраны дикой природы“ Виктор Петров. — И этот вывод означает, что рабочая группа при правительстве Мурманской области заседала впустую, пытаясь „обосновать“ строительство дороги через Умбозерский перевал и проведение инженерно-экологических изысканий по одному, нужному только СЗФК, варианту. В результате все, чего эта рабочая группа добилась — это спровоцировала нашумевший на всю страну скандал. А СЗФК, как выяснилось, даже не выполнила расчетов рентабельности своего проекта с разными вариантами размещения инфраструктуры».

Виктор Петров также заметил, что лишь на последнем заседании рабочей группы наметился некоторый прогресс в поисках компромиссного решения проблемы (в частности, появилось предложение увеличить территорию национального парка с тем, чтобы компенсировать ущерб от разработки месторождения и оставить «коридор» для транспортировки руды), но дорога через Умбозерский перевал неприемлема. Что же касается «северо-восточного» варианта, то он, как и «восточный» — через перевал, не включен в Схему территориального планирования, также проходит по территории национального парка и подвергает опасности основной объект охраны расположенного севернее Хибин Симбозерского заказника — места зимовки лосей.

Решение о том, что инфраструктура СЗФК не должна размещаться на территории планируемого национального парка, дважды принималось на заседаниях Минприроды, оба раза компании предлагали представить на обсуждение альтернативные варианты, чего СЗФК так и не сделала.

Но при любом варианте расположения инфраструктуры целесообразность разработки месторождения остаётся сомнительной: о невысокой экономической эффективности разработки Партомчорра прямо говорится в лицензионном соглашении и оценке запасов месторождения.

Строительство дороги «по варианту СЗФК» вряд ли сделает весь проект рентабельным: по оценке специалистов Географического факультета МГУ, такую дорогу придется прокладывать в горной и в болотистой местностях, через лавиноопасные зоны, вдоль склонов, подверженных оползням. Кроме того, этот вариант связан с уголовной ответственностью за нарушение Закона об охране окружающей среды. Единственный вариант, который можно считать допустимым — «западный», от месторождения к станции Имандра — лишен всех этих сложностей, но для его реализации СЗФК необходимо договариваться о совместном использовании инфраструктуры с ОАО «РЖД» и ОАО «Апатит». Такое предложение ранее также сделано компании в Министерстве, и даже обещано посредничество в переговорах, но и оно было проигнорировано, сообщает Михаил Рыжов, активист Кольского экологического центра.

Источник: ИА NordNews

Вступить в СРО