29.01.2013

Ростехнадзор, СРО «штрафники» и что делать?

Похоже, 17 января у Ростехнадзора терпение лопнуло и ведомство приостановило внесение сведений в государственный реестр почти у четырех десятков саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, проектирование и инженерные изыскания. Для многих это стало, как гром среди ясного неба.

Естественно, возникает вопрос, за что были наказаны саморегулируемые организации?

Юристы Информационного портала «Все о саморегулировании», изучившие ситуацию, заявляют, основания для этого были, причем очень веские.

В соответствии с п. 5 ст. 55.18 Градостроительного кодекса РФ в случае выявления нарушения саморегулируемой организацией требований настоящего Кодекса при принятии ею решений, которые указаны в части 4 настоящей статьи и уведомление о которых получено органом надзора за саморегулируемыми организациями, данный орган надзора приостанавливает внесение соответствующих сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций и направляет в саморегулируемую организацию предписание об устранении выявленного нарушения.

По сведениям, имеющимся у ИП «Все о саморегулировании», все «штрафники» получили одинаковые, как говорится, под копирку письма-предписания из Ростехнадзора.

Поэтому для тех, кто попал под пресс надзорного ведомства, встал извечный русский вопрос «Что делать?»

Юристы говорят, ответ простой. Согласно п. 5 ст. 55.18 ГК РФ в течение десяти дней со дня получения данного предписания органа надзора за саморегулируемыми организациями СРО обязана устранить выявленное нарушение и уведомить об этом орган надзора за саморегулируемыми организациями (т.е. Ростехнадзор — авт.) или обжаловать данное предписание в арбитражном суде.

Судя по тому, что менее чем через неделю 4 СРО были «реабилитированы» (ведомство возобновило внесение сведений в государственный реестр), ими была проведена «работа над ошибками».

Уточним, в соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 55.18 в государственный реестр саморегулируемых организаций вносятся сведения о приостановлении, о возобновлении, об отказе в возобновлении или о прекращении действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в отношении каждого члена саморегулируемой организации).

Кроме того, сведения, содержащиеся в государственном реестре саморегулируемых организаций, подлежат размещению на официальном сайте органа надзора за саморегулируемыми организациями в сети Интернет и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

Еще очень важная деталь, касающаяся свидетельств о допуске. Согласно п. 18 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ сроки начала и прекращения действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определяются со дня внесения саморегулируемой организацией в реестр членов саморегулируемой организации соответственно сведений о выдаче свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к указанным работам и сведений о прекращении действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к указанным работам.

Приостановление внесения сведений в государственный реестр может нанести материальный ущерб членам «проштрафившегося» СРО, а также заказчикам. И напрашивается вопрос, можно ли эти потери компенсировать за счет компенсационного фонда. Юристы ссылаются на часть 1 статьи 55.16.Градостроительного Кодекса РФ, по которой не допускается осуществление выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, за исключением следующих случаев: 1) возврат ошибочно перечисленных средств; 2) размещение средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в целях его сохранения и увеличения его размера; 3) осуществление выплат в результате наступления субсидиарной ответственности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи (выплаты в целях возмещения вреда и судебные издержки).

А в п. 12 ст. 13 ФЗ «О саморегулируемых организациях» говорится, саморегулируемая организация в соответствии с федеральными законами в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации несет ответственность по обязательствам своего члена, возникшим в результате причинения вреда вследствие недостатков произведенных членом саморегулируемой организации товаров (работ, услуг). В п. 13 этой же статьи предусмотрено, что не допускается осуществление выплат из компенсационного фонда, за исключением выплат в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами. Не допускается возврат взносов членам саморегулируемой организации.

Впрочем, не все потеряно. Любой пострадавший член СРО в соответствии со ст. 11 ФЗ «О саморегулируемых организациях» в случае нарушения его прав и законных интересов действиями (бездействием) саморегулируемой организации, ее работников и (или) решениями ее органов управления вправе оспаривать такие действия (бездействие) и (или) решения в судебном порядке, а также требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещения саморегулируемой организацией причиненного ему вреда.

Умышленная пассивность по исправлению нарушений отдельными саморегулируемыми организациями заставляет их членов искать пути выхода из недобросовестного СРО и выбор новой саморегулируемой организации. В соответствии со ст. 55.7 Градостроительного кодекса РФ и ст. 21 ФЗ «О саморегулируемых организациях» членство в саморегулируемой организации прекращается в случае:

1) добровольного выхода члена саморегулируемой организации из саморегулируемой организации;

2) исключения из членов саморегулируемой организации по решению саморегулируемой организации;

3) смерти индивидуального предпринимателя — члена саморегулируемой организации или ликвидации юридического лица — члена саморегулируемой организации.

Исключение сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций по иным основаниям, кроме указанных в части 1 настоящей статьи оснований, не допускается. (п. 2 ст. ст. 21 ФЗ).

Таким образом, законодательством предусмотрен свободный выбор индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами саморегулируемой организации.

Логично спросить, а могут ли быть обжалованы действия Ростехнадзора, если отдельные СРО считают, что их наказали необоснованно?

В принципе, да. В соответствии с пп.2.п. 3 ст. 6 ФЗ «О саморегулируемых организациях» саморегулируемая организация имеет право от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения. Впрочем, до сегодняшнего дня прецедентов не было.

Ну и волнует такой вопрос, какими могут быть дальнейшие шаги Ростехнадзора, после приостановления внесения сведений в реестр?

По мнению юристов, вариантов действий у ведомства несколько.В соответствии со ст. 19.5. КоАП предусмотрена административная ответственность за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

Также в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» и с п. 14. Правил основанием для исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 или 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, является:

1) заявление саморегулируемой организации об исключении сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций;

2) ликвидация или реорганизация некоммерческой организации;

3) вступившее в законную силу решение суда об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций на основании ее несоответствия требованиям настоящего Федерального закона, других федеральных законов.

В соответствии с п. 7 ст. 55.19 Градостроительного кодекса в случае неисполнения саморегулируемой организацией требований статьи 55.4 (требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации) настоящего Кодекса и в иных предусмотренных федеральными законами случаях орган надзора за саморегулируемыми организациями вправе обратиться в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций. Таким образом, срок исправления нарушений завершается, и в ближайшее время, видимо, нас ожидаются судебные процессы с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.

Источник: Портал «Все о саморегулировании»

Вступить в СРО