02.11.2012

Маршрутная рекогносцировка местности

Эксперты представили предварительные результаты инженерно-экологических изысканий, проведенных в районе Умбозерского перевала.

В правительстве Мурманской области прошло совещание рабочей группы по рассмотрению возможности размещения объектов инфраструктуры ЗАО «СЗФК» на территории планируемого к созданию национального парка «Хибины».

Встреча началась с рассмотрения вопроса о внесении изменений в состав рабочей группы. Представители МООО «Кольский центр охраны дикой природы» и Баренцевоморское отделение WWF Россия заявили о выходе из ее состава.

Председательствовавший на встрече первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин подчеркнул, что «отказ от диалога — это не самый лучший вариант сотрудничества, а на заседаниях должны обсуждаться и доказываться все точки зрения».

«Несмотря на такое решение экологических организаций, мы все равно будем приглашать их к сотрудничеству», — подчеркнул А.Тюкавин.

В то же время о своем намерении войти в состав рабочей группы заявили представители Мурманского отделения общественной организации «Всероссийское общество охраны природы».

Главный вопрос, который рассматривался на встрече, касался предварительных результатов инженерно-экологических изысканий, проведенных в районе Умбозерского перевала ЗАО «МурманскТИСИз».

Как отметила начальник экологической партии ЗАО «МурманскТИСИз» Юлия Петухова, инженерно-экологические изыскания проводились по одному из четырех вариантов проведения дороги. В сравнении с другими вариантами он имеет ряд преимуществ по протяжённости, площади вырубки, пересечению водных объектов, отсутствию особо охраняемых природных территорий. Кроме того, дорога должна пройти по существующей в течение длительного времени грунтовой трассе между Оленьим ручьём и Партомчорром.

По словам представителя ЗАО «МурманскТИСИз», на сегодняшний день в рамках инженерно-экологических изысканий выполнены: маршрутная рекогносцировка местности на всей протяжённости трассы и примыкающей к ней территории, радиационные исследования; опробование атмосферного воздуха.

Было отобрано 60 проб грунтов для анализа по таким показателям, как загрязнение тяжёлыми металлами, органическими и неорганическими загрязнителями, санитарно-эпидемиологическим показателям, определения класса опасности грунта (биотестирование).

На исследования на агрохимические показатели для определения плодородия почв тундровых, еловых и сосновых лесных сообществ были взяты 5 проб грунта; 15 проб донных отложений — для анализа на химическую загрязнённость и биотестирование; 5 проб воды из поверхностных водных объектов — для гидробиологического анализа; 5 проб воды — на химический и санитарно-эпидемиологический анализ.

В контрольных точках, распределённых по всей протяжённости проектируемой трассы, проведены исследования физических факторов риска — шумов, электромагнитных излучений и др. Помимо этого, выполнена топографическая съёмка местности на территории 216 га для привязки точек проведения измерений и отбора проб, составления карты растительности, проведены первый этап полевых зоологических исследований и полевые геоботанические исследования на всей протяжённости проектируемой трассы и примыкающей территории.

«Ширина некоторых участков существующей дороги превышает ширину проектируемой дороги. Вдоль нее отмечается нарушение природных экосистем, захламлённость мусором. Можно говорить о том, что экологические нарушения в других вариантах прохождения дороги будут значительно больше не только из-за их большей протяжённости, площади вырубок, но и в результате прокладки трассы по территории с ещё не нарушенными экосистемами», — сказала Ю.Петухова.

Предварительно специалисты констатируют, что в пределах проектируемой трассы и примыкающих к ним участков обнаружено небольшое количество видов, подлежащих полной охране. Однако численность и жизнеспособность их популяций в Хибинских горах высокая, все они представлены на других заповедных территориях, большинство этих видов успешно культивируется.

«Таким образом, на основании промежуточных материалов камеральной обработки результатов геоботанических исследований можно сделать предварительный вывод, что строительство автодороги по маршруту Олений ручей — Партомчорр не может причинить значительного ущерба и привести к исчезновениям популяций редких и охраняемых видов. И из предложенных четырёх вариантов прохождения трассы дороги, с нашей точки зрения, этот вариант является оптимальным», — сказала Ю.Петухова.

Председательствовавший на встрече первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин призвал не делать поспешных выводов и дождаться окончания окончательной обработки результатов полевых геоботанических исследований. Только после этого можно будет делать выводы о выборе предпочтительного варианта проведения дороги.

«Я бы не торопился с выводами, потому что рабочая группа как раз и создана, чтобы разобраться в деталях — с помощью наших ученых, взвешивая все „за“ и „против“. Поэтому мы не приветствуем выходы из группы. На заседаниях рабочей группы хочется услышать разные мнения — не лозунги, а аргументы, доказательства, которые могут рассматриваться серьезно. То, что мы слышали сегодня, — это серьезно для обоснования тех или иных решений. Приходится констатировать, что наши общественные экологи либо не обладают доказательствами своей позиции, либо не умеют их приводить», — сказал А.Тюкавин.

Источник: ТВ-21

Вступить в СРО