Сергей Шойгу предлагает передать ЦКАД Московской области

Губернатор Подмосковья Сергей Шойгу хочет получить контроль над одним из крупнейших инфраструктурных проектов в регионе — Центральной кольцевой автодорогой (ЦКАД) ценой свыше 240 млрд руб. Минтранс не готов пока отдать дорогу

Шойгу настаивает на передаче Подмосковью проекта ЦКАД, рассказали «Ведомостям» три федеральных чиновника. Ранее Шойгу сам говорил, что проект нужен региону.

ЦКАД поможет лучше развивать прилегающие территории, объясняет министр транспорта Московской области Александр Воробьев, к тому же регион мог бы эффективнее заниматься многими вопросами: землеотводами, присоединением ЦКАД к дорожной сети, переговорами с населением. Сейчас власти недостаточно прислушиваются к общественному мнению при строительстве дорог, сетовал ранее Шойгу (цитата по «Интерфаксу»): «В результате из хорошего дела каждый раз получаем скандал».

Кто ответит за ЦКАД

За ЦКАД отвечает госкомпания «Автодор», это самый масштабный ее проект в Московской области. ЦКАД фактически станет дублером бетонки (см. инфографику). Изначально предполагалось, что ЦКАД пройдет прямо по малому и большому бетонному кольцу. Но эти дороги не соответствуют первой категории качества, на них слишком много пересечений и примыканий, а более 40 км проходит по подмосковным городам и другим населенным пунктам. Трассы пришлось бы практически полностью перестроить, и новый маршрут для ЦКАД был признан более целесообразным.

Новое кольцо соединит федеральные магистрали, войдет в международные транспортные коридоры и решит проблемы не только Москвы и Московской области, указывает представитель Минтранса, министерство против передачи проекта. Трасса должна остаться в ведении «Автодора», согласен представитель госкомпании: «Это проект федерального уровня».

Но идею отдать ЦКАД под начало Шойгу готов поддержать президент Владимир Путин, говорит федеральный чиновник. Дозвониться до представителя Кремля вчера не удалось.

Вопрос окончательно еще не решен, сейчас идут консультации между ведомствами, знает другой высокопоставленный федеральный чиновник. Передавать Московской области ЦКАД без соответствующего федерального финансирования бессмысленно, уверены собеседники «Ведомостей»: 18 млрд руб., которые сейчас есть в областном дорожном фонде, недостаточно даже для решения текущих задач Подмосковья. Решение выглядит рациональным, поскольку Подмосковье заинтересовано в строительстве ЦКАД значительно сильнее, чем госкомпания, считает Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики. Это не только вопрос развития инфраструктуры, но и рост налоговой базы, указывает она.

Цена кольца

Согласно программе «Автодора», инвестиции в ЦКАД до 2019 г. должны составить 241,4 млрд руб., в том числе 168 млрд — средства федерального бюджета, заложенные в действующей ФЦП «Развитие транспортной системы». Более 70 млрд руб. «Автодору» предстоит привлечь от частных инвесторов. По оценкам «Автодора», с учетом дисконтирования проект может окупиться за 23-26 лет, доход от сбора платы за проезд по части участков в 2018-2019 гг. может составить 9,3 млрд руб.

Первые три секции ЦКАД (первая, третья и четвертая) предполагается строить и эксплуатировать на основе «контрактов жизненного цикла», следует из презентации «Автодора». Это вид частно-государственного партнерства, при котором частник строит и содержит дорогу за свой счет, а государство обязано уплачивать ему фиксированный эксплуатационный платеж и поэтапно возместить инвестиции в строительство с учетом нормы доходности на капитальные вложения.

ЦКАД а в числе проектов, которые «Автодор» представлял иностранным инвесторам во время своего роуд-шоу. У Московской области также есть возможности привлечь инвесторов, уверен Воробьев. К тому же уже есть прецедент, когда федеральные трассы передавались регионам, замечает он: проектом Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге занималось городское правительство.

Источник: Ведомости

Вступить в СРО