В поиске оптимальных решений

«Вот смотрите, — говорит он. — Если взять, к примеру, куб, то, соединяя его вершины можно получать разные формы пирамид. Это не я придумал, это теория Платона, а точнее принцип кубической сингонии, которую впоследствии развил Леонардо да Винчи. Мы всего лишь продолжили его мысль, предположив, что, присоединяя один элемент к другому, можно заполнить неограниченное пространство. Все равно, что конструктор, понимаете? А потом в этом пространстве вырезать все, что хочется. В результате создается любая, самая удивительная форма пространственной конструкции, к тому же, невероятно прочная. Это и есть конструкция системы МАРХИ, которую я разработал еще в середине шестидесятых».

Директор научно-проектного центра «Виктория», известный ученый, профессор Вячеслав Константинович Файбишенко показывает нам фотографии заводов, цехов, торговых центров, спортивных стадионов, построенных с применением металлоконструкций системы МАРХИ, разработкой которых он занимается всю жизнь. Уже в советские времена было построено более 20 миллионов квадратных метров этих уникальных воздушных конструкций. И, до сих пор, в этом направлении в мире не придумано ничего более эффективного.

Сам Вячеслав Константинович уверен, что возможные формы применения его изобретения практически бесконечны.

Впрочем, их создание связано, как это всегда и бывает, с массой увлекательных историй.

О хоккее, театре и «доценте в тапочках»...

—  Когда я окончил школу, никакое строительство меня не интересовало. Тогда было только одно желание — заниматься физикой, которую я очень любил, — рассказывает Вячеслав Константинович. — Естественно, я отправился поступать в самый престижный Физико-Технический институт, где на первом же экзамене получил двойку. На этом мои детские мечты о физике закончились, но, к счастью, был же еще хоккей.

Как и большинство мальчишек послевоенного времени, Вячеслав Файбишенко увлекался хоккеем. Мало того, играл в команде мастеров спортивного клуба «Буревестник», что во многом и решило его судьбу. Стадион «Буревестник» находился недалеко от Московского института инженеров транспорта. И вот однажды в клуб пришел представитель этого института и сообщил, что не прочь взять к себе хороших спортсменов, так как начался новый спортивный год, и предложил ребятам поступать в МИИТ, пообещав зачислить всех без экзаменов.

После долгих размышлений Вячеслав выбрал факультет промышленного и гражданского строительства.

— Но учиться я там, конечно, совсем не хотел, — признается Вячеслав Константинович. — А потому и не учился: играл в хоккей и ждал, когда меня выгонят.

Выгнали его после второго курса. Как судьба сложилась бы дальше — неизвестно, если бы в этот момент наш герой не решил жениться. Женился он на киноактрисе Маргарите Владимировой, которая сообщила молодому мужу, что его образ жизни ее не очень устраивает. Подумав, Вячеслав восстановился в институте и буквально через год стал одним из лучших студентов своего факультета.

В результате его выпускной диплом получил первую премию на смотре дипломных работ высших заведений страны.

— Я написал диплом по теме «Театральное здание», — вспоминает Файбишенко, — в нем была разработана пространственная металлическая конструкция покрытия и представлен метод ее расчета. До меня этими конструкциями в Советском Союзе практически никто не занимался. Эта работа послужила основой всей моей дальнейшей профессиональной жизни.

Диплом оценили, а Вячеслава Константиновича пригласили на преподавательскую работу в Московский архитектурный институт на кафедру инженерных конструкций. В то время МАРХИ был единственным в мире специализированным учебным заведением, выпускники которого носили почетное звание «архитектор».

Здесь под руководством Вячеслава Константиновича Файбишенко за несколько лет и была разработана система конструкций, которая получила имя этого института — конструкции системы МАРХИ.

Но этого было, конечно, мало.

— В теории наша идея казалась прекрасной, — рассказывает Вячеслав Константинович, — но проблема заключалась в том, что мы создали это направление в стенах института. А в то время в стране существовала жесткая политика: педагоги высшей школы должны учить студентов, а не сочинять и тем более не внедрять свои изобретения. Так говорили руководители строительного комплекса. Для того, чтобы, будучи педагогом высшей школы в советское время, что-то внедрить, нужно было съесть пуд соли, а может быть и два.

На этот раз Файбишенко помог не хоккей, а поход в ресторан:

— Мы с другом решили отметить окончание учебного года в ресторане «Москва». Пришли, сидим, выпиваем и разговариваем. Вдруг к нам передают бутылку шампанского. Мы вызываем официанта и говорим, что никакого шампанского не заказывали. «А это вон с того стола», — отвечает официант. Смотрим — сидят двое мужчин. Увидев, что мы обернулись, они подходят и садятся за наш стол.

«Мы случайно услышали ваш разговор, — говорит один из них, — и поняли, что вы что-то интересное придумали, но у вас не получается это внедрить. Давайте мы вам поможем».

Я удивился, конечно, и спросил кто они такие. «Моя фамилия Михайлов, — говорит тот, что старше, — я — заместитель министра электронной промышленности Советского Союза, а вот этот молодой человек — директор электронного завода в Кисловодске».

На счастье, вся документация была у меня с собой, в то время с ней практически не расставался. Они посмотрели ее и говорят: «Да, это интересно. Если мы это внедрим, то в электронной промышленности можем решить проблему строительства одноэтажных зданий». Забрали ее и ушли. А я поехал со студентами в колхоз.

В колхозе доцент Вячеслав Файбишенко вместе со студентами занимался строительством коровника. Как-то раз один из студентов решил бросить зажженную спичку в бочку из-под бензина и посмотреть, что будет. Было весело: бочка пролетев несколько метров, врезалась в стену и пробила ее насквозь. На следующий день Вячеслава Константиновича вызвали к первому секретарю районного комитета партии. В спортивном костюме и «белых» тапочках, положив в карман паспорт, он отправился объясняться по поводу этой злосчастной бочки.

А дело оказалось совсем не в ней. Зайдя в здание районного комитета партии, Вячеслав Константинович услышал, что кто-то кричит: «Вот он, вот он». Обернувшись, он увидел одного из мужчин, с которым познакомился в ресторане — Константина Михайлова, заместителя министра электронной промышленности.

— Он мне говорит: «Срочно собирайся, мы едем в Кисловодск на прием к первому секретарю горкома партии, который поддержал идею о внедрении ваших конструкций. Мы также решили вопрос об их изготовлении, а может быть, уже и первая конструкция изготовлена. С момента нашей встречи прошло примерно недели три, — рассказывает Вячеслав Константинович. — Я растерялся, говорю, как же я поеду, в тапочках? Он только рукой махнул и вечером мы уже были в Кисловодске. С тех пор сотрудники того электронного завода прозвали меня «доцентом в тапочках».

Так, в 1969 году под Кисловодском был построен первый объект с применением конструкций системы МАРХИ. Им оказался цех по производству электронной техники на заводе под Кисловодском.

О революциях: маленьких и больших...

Строительство этого цеха многие потом называли «революционным». Завод по производству электронного оборудования больше всего напоминал какую-нибудь символичную фабрику 19 века, затерявшуюся в горах. Новый же цех отличался красотой и эстетичностью. В такой цех нельзя было заходить грязным или небрежно одетым, рабочие относились к нему с благоговением. Как результат: производительность труда за год увеличилась в два раза. Так, Вячеслав Файбишенко косвенно подтвердил теорию о том, что красота спасет мир.

Впрочем, в то время ему уже было некогда. Уже в 1970 году министр электронной промышленности издал указ о строительстве первых пятидесяти зданий подобного типа, а в 1971 году все они были построены.

— В нашей стране долгое время главными были тяжелые железобетонные конструкции. Металлическими конструкциями мало кто занимался, потому что металла для использования в строительстве в стране не было. Он появился позже. И я попал в тот период, когда металл для строительства делал первые шаги, — говорит Вячеслав Константинович. — Наши же конструкции уникальны тем, что они обладают небольшой массой, быстротой возведения, универсальностью применения и повышенной эксплуатационной надежностью. Их можно применять практически везде. Перед строительством первого цеха в Кисловодске мы впервые в отечественной практике провели испытания конструкций в натуральную величину, которые показали, что пространственные конструкции системы МАРХИ могут выдержать большие нагрузки и подходят не только для зданий, эксплуатируемых в нормальных условиях, но и для строительства объектов в сейсмических зонах.

После представителей электронной промышленности на конструкции системы МАРХИ обратили внимания сначала те, кто занимался автомобильным транспортом, а потом и остальные. Заводы и фабрики, торговые центры, рынки и стадионы — большинство из них было построено с применением системы, разработанной Вячеславом Файбишенко. Вячеслав Константинович вместе с командой единомышленников занимался проектированием самых разнообразных по размерам и форме пространственных конструкций. Сначала они применялись только в СССР, а после строительства завода в Болгарии, и за рубежом.

— Мои самые любимые объекты — гидротехнические, — признается Вячеслав Константинович, — потому что они самые сложные. Например, Саяно-Шушенская ГЭС. Когда там, в 2009 году, произошла авария, и часть наших конструкций была разрушена до основания, благодаря уникальным особенностям системы МАРХИ, нам удалось за полтора месяца восстановить разрушенные конструкции практически с нуля.

Сейчас научно-проектный центр «Виктория» выполняет государственные и частные заказы. Файбишенко показывает чертежи конструкций для новых объектов:

— Вот это — современный центр картинга, видите, наши конструкции в данном случае будут выполнены в форме огромной многогранной призмы. Выглядеть это будет невероятно красиво. Или, к примеру, новый спортивно-тренировочный комплекс МЧС России в Измайлово, который планируется построить к 2017 году. Там будет построено несколько спортивных залов под одной крышей, и объединять их будут легкие воздушные конструкции системы МАРХИ, с рекордными пролетами до 117 метров.

В научно-проектном центре «Виктория» работает всего пять сотрудников, но, по словам, Вячеслава Константиновича, каждый из них дорогого стоит.

— Таких людей, как наши конструкторы, уже нет, — смеется он. — Одни умерли, другие уехали. Остались только мы — последние мамонты.

Сам Файбишенко имеет около тридцати авторских свидетельств на конструкции системы МАРХИ и множество наград. Он Лауреат государственной премии СССР в области науки и техники, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, академик Академии архитектурного наследия. На счету Вячеслава Константиновича золотая, серебряные и бронзовые медали ВДНХ СССР за новые разработки в области пространственных металлических конструкций. Последней же его наградой стала премия «Антарес», учрежденная строительным сообществом, и, в частности, НП «СРО «АЛЬЯНС СТРОИТЕЛЕЙ».

К своей жизни Вячеслав Константинович относится философски, называя ее «чередой поиска оптимальных решений». И еще... он по-прежнему обожает физику...

Вступить в СРО