09.06.2012

Как устранить недобросовестные СРО

7 июня 2012 года в Торгово-промышленной палате состоялось очередное заседание Совета по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности под председательством вице-президента ТПП РФ Александра Захарова.

Совет продолжает вырабатывать тактику решения основных проблем развития института саморегулирования, на этот раз участники обсудили меры и методы противодействия деятельности недобросовестных саморегулируемых организаций. В дискуссии участвовали представители профессиональных ассоциаций и союзов, в том числе из различных сфер саморегулирования: строители, проектировщики, изыскатели, оценщики, аудиторы, арбитражные управляющие, транспортники, патентные поверенные и другие.

Национальное объединение строителей представляли вице-президент Виктор Опекунов, член Совета Иван Дьяков, первый заместитель руководителя Аппарата Кирилл Холопик и главный специалист Департамента нормативного обеспечения и развития саморегулирования Роман Ковнер.

Открывая заседание, вице-президент Российской гильдии риэлторов Константин Апрелев, подчеркнул, что проблема недобросовестности СРО наиболее остро стоит в сферах, где введено обязательное членство, по его выражению, НОСТРОЙ сейчас находится «на передовой линии борьбы» с этой проблемой. Противодействие коммерциализации саморегулирования — одна из приоритетных задач Национального объединения строителей, для решения которой на ближайший год деятельности намечено развернуть широкомасштабную работу по мониторингу состояния системы саморегулирования. НОСТРОЙ также добивается изменений законодательства, направленных на противодействие коммерциализации саморегулирования и ужесточение ответственности за допускаемые нарушения.

На предыдущем заседании Совет принял решение разработать концепцию стратегии развития саморегулируемых организаций в России, в продолжение этой идеи Кирилл Холопик представил проект «дорожной карты» решения проблемы недобросовестных саморегулируемых организаций, тезисы из которой могут войти в будущую концепцию. К. Холопик уточнил, что представленный вариант документа касается не только строительной тематики, но и остальных сфер. По сути, карта отображает недостатки действующей системы саморегулирования, среди которых: простота получения статуса СРО, сложность лишения статуса, безответственность должностных лиц организаций и пр. Методы борьбы — определение более жестких критериев необходимых для получения статуса СРО, расширение перечня оснований лишения статуса СРО, установление административной ответственности для должностных лиц СРО и должностных лиц органов по надзору за неисполнение требований законодательства и т.д. (по остальным пунктам карты).

Вопросы информационной открытости саморегулируемых организаций предлагается вынести в отдельный раздел. Сегодня проблеме соблюдения требований публичности СРО уделяется особое внимание как со стороны бизнес-сообщества, так и со стороны власти. По Указу Президента РФ до 1 сентября 2012 г. Правительство должно обеспечить повышение информационной открытости саморегулируемых организаций, в том числе определить состав информации, подлежащей обязательному опубликованию, и установить ответственность за неисполнение предусмотренных требований.

Как правило, недобросовестные СРО размещают недостоверную информацию о размере компенсационного фонда, о составе и количестве своих членов. Предполагается, что расширение перечня обязательных для публикации сведений затруднит деятельность торговцев допусками. «Недобросовестные СРО боятся именно информационной открытости, в саморегулировании в строительстве это четко прослеживается. Этот институт легко работает, потому что не требует каких-то дополнительных или выездных проверок. Достаточно зайти на сайт СРО и увидеть размещены или нет необходимые сведения и документы», — пояснил предложение по повышению информационной открытости СРО К. Холопик.

По результатам обсуждения представленных тезисов участники заседания пришли к выводу, что необходимо разработать отдельные карты по разным сферам саморегулирования, т.к. проблемы каждой из них зачастую требуют индивидуального подхода. Вместе с тем, несмотря на отраслевую специфику, отмечено, что часть вопросов проблемы недобросовестности СРО совпадает и может быть снята изменениями в общем законе о саморегулировании. Определение пересекающихся «болевых точек» в различных сферах экономической деятельности в случаях коммерциализации СРО — следующий этап работы Совета.

Далее участники заседания обсудили итоги парламентских слушаний по законодательству о саморегулировании, которые состоялись 17 мая. Напомним, выступавший на слушаниях вице-президент ТПП РФ Александр Захаров передал в президиум заключение по проекту поправок в 315-ФЗ, подготовленное накануне слушаний Советом ТПП РФ по саморегулированию, от НОСТРОЙ на мероприятии выступил вице-президент Виктор Опекунов. По оценке очевидцев, мнение профессионального сообщества о законодательном обеспечении саморегулирования в России так и не было услышано представителями власти. Судя по выступлениям на ПС, ни у бизнеса, ни у чиновников нет четкого понимания реальных проблем СРО. Угроза поправок, способных разрушить устоявшуюся систему саморегулирования, не снята,- в этой ситуации принято решение подготовить коллективное обращение профессиональных ассоциаций и объединений к органам власти с просьбой о содействии в недопущении принятия законопроекта № 126184-5.

Источник: НОСТРОЙ

Вступить в СРО