21.05.2012

С думами о СРО

17 мая в Государственной Думе РФ прошли парламентские слушания на тему «Законодательное обеспечение саморегулирования в России: опыт и перспективы развития». Провел мероприятие глава Комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов.

В обсуждении темы приняли участие представители Совета Федерации, фракций и Комитетов Государственной Думы, представители министерств, курирующих саморегулирование, Счетной Палаты, Росреестра, представители национальных объединений СРО, крупнейших саморегулируемых организаций, экспертного сообщества и широкой общественности.

Позицию Национального объединения строителей отстаивал вице-президент Виктор Опекунов.

Основной темой слушаний должно было стать обсуждение законопроекта № 126184-6, предусматривающего значительное изменение базового закона 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», однако, в большей части выступлений представителей бизнес-сообщества речь шла либо о деятельности в конкретной сфере, либо о проблемах, которые выявила практика саморегулирования. Чиновники перечисляли функции саморегулирования и давали свои оценки результатам деятельности СРО в разных отраслях. Надо констатировать, что диалога с властью так и не получилось — к моменту основных выступлений профессиональных участников рынка полный до этого момента зал заметно опустел, а президиум покинула большая часть докладчиков. Тем не менее, председательствующий заверил недовольных сценарием мероприятия, что прозвучавшие в отсутствие парламентариев предложения все-таки будут учтены при подготовке заключения по итогам слушаний.

Со вступительным словом к участникам слушаний обратился заместитель Председателя Государственной Думы Владимир Жириновский.

Сославшись на результаты анализа сайтов и документов саморегулируемых организаций, заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичев заявил, что согласно отраслевым законам, СРО могут называться не только институты, отдаленно относящиеся к саморегулированию, но и структуры, которые решают собственные локальные задачи на рынке.

"Между тем СРО должны обладать несколькими неотъемлемыми признаками. Это — единые стандарты и правила игры, контроль над их выполнением и применение санкций за их нарушение, имущественная ответственность перед третьими лицами, открытость информации, работа с жалобами и внесудебное регулирование споров. Отказ от любого из этих атрибутов создает проблему«,- подчеркнул О.Фомичев, мотивируя необходимость «определенной кодификации» законодательного регулирования деятельности СРО. Как можно унифицировать деятельность 666 организаций обязательного саморегулирования из абсолютно разных сфер, деятельность которых регламентируется отраслевым законодательством, О. Фомичев не уточнил, но заметил, что СРО имеет все объективные возможности снизить уровень коррупции и количество административных барьеров в экономике.

В свою очередь глава комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов отметил, что в настоящее время отсутствуют единые подходы к получению статуса СРО, нет определения квалифицирующих требований к СРО, правовому статусу, полномочиям и принципам образования органов СРО. Кроме того, отсутствует единый государственный орган, отвечающий за ведение государственного реестра СРО. По его словам, анализ уровня развития институтов саморегулирования и состояния отраслевого законодательства в данной области подвигает законодателей к работе по кодификации законодательных норм. "Нужно детализировать нормы, имеющие принципиальное значение для развития этого института и устранить правовые противоречия. Так мы сможем предотвратить действительную дискредитацию саморегулирования«,- уверенно заявил С. Гаврилов.

В числе направлений, требующих кодификации в выступлениях назывались процедуры получения статуса СРО и его прекращения, уточнение правового статуса саморегулируемых организаций и порядок контроля за обязательными СРО со стороны государства, включая создание единой методологии ведения реестров СРО и проведения контрольных и надзорных мероприятий.

Заместитель министра регионального развития Илья Пономарев, согласившись с необходимостью определения общих требований к СРО, заявил о «категорической невозможности» отказа от учета отраслевой специфики, добавив при этом, что Глава по саморегулированию выглядит в Градкодексе неким инородным документом. "Во многих отраслях есть достаточно серьезная специфика и, в первую очередь, это касается проектирования и строительства",- отметил он. "Проблем видим много, цели кодификации, безусловно, поддерживаем, но в ее рамках хотелось бы и с терминологией, и с понятиями, и со сферой регулирования детально разобраться«,- сказал Илья Понамарев.

Виктор Плескачевский, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей высказал следующее: «Механизм саморегулирования в нашем посттоталитарном обществе и рабском сознании еще во многом новый. Огромные злоупотребления руководства над своими членами, но только при полном попустительстве своих членов». По его мнению, спустя 4 года на рынке будут действовать порядка 5-6 тыс СРО в 50-60 отраслях деятельности.

«Да, сегодня может быть немножко непривычно, что НОСТРОЙ использует достаточно жесткий механизм лоббирования. Ничего. Привыкать надо! Потому что надо двигаться в цивилизованном русле», — заключил В. Плескачевский.

Вице-президент НОСТРОЙ Виктор Опекунов в своем выступлении рассказал о необходимости ужесточения контроля деятельности СРО и искоренения явлений коммерциализации саморегулирования. "Мы должны либо выстроить еще более серьезную и действенную систему государственного регулирования и надзора над СРО, либо пойти на шаг передачи этих функций профессиональному сообществу, с возложением на него ответственности за порядок в деятельности СРО. Естественно, наделив необходимыми полномочиями национальное объединение«,- сказал он. Относительно корректировки 315-ФЗ В.Опекунов отметил, что принимать законопроект в ныне существующем виде «было бы ошибочным», и указал на необходимость его постатейной тщательной проработки.

Большая часть выступающих представителей уже созданных и действующих СРО крайне негативно отзывались о пересмотре соотношения базового и специального законодательства о саморегулировании и настаивали на сохранении рамочного характера 315-ФЗ.

Вице-президент НОП Юлия Илюнина в своем выступлении отметила, что текст законопроекта № 126184-6, подготовленный ко второму чтению, имеет концептуальные отличия от текста, принятого в первом чтении. "Изменены практически все статьи, добавлены новые, и в таком виде он выходит на второе чтение, не пройдя широкого общественного обсуждения. Многие из нас являются членами рабочей группы в РСПП и знают, что отношение к этому законопроекту там высказывалось достаточно негативное«,- сказала она, и выразила надежду на продуктивную совместную работу законодателей и общественности над законопроектом в рамках Экспертного совета при Комитете ГД по вопросам собственности.

Вице-президент ТПП РФ Александр Захаров передал в президиум заключение по проекту поправок в 315-ФЗ, подготовленное накануне слушаний Советом ТПП РФ по саморегулированию.

Остается надеяться, что мнение профессионального сообщества не останется без внимания парламентариев, тем более, закрывая заседание, заместитель председателя Комитета ГД по вопросам собственности Антон Беляков заявил, что в целях защиты собственных интересов предпринимателям необходимо принимать активное участие в законотворческой работе, как через прямое обращение в Комитет, так и через участие в работе Экспертного совета созданного при нем.

«Комитет, по сравнению с предыдущими созывами изменился — стало больше демократичности, больше желания общаться с профессиональным сообществом. Важно, чтобы это желание было взаимным и сообщество давало свои конкретные предложения», — подчеркнул А. Беляков.

По официальным итогам слушаний Правительству РФ рекомендовано доработать и согласовать с заинтересованными ведомствами поправки к законопроекту № 126184-6 «О внесении изменений в Федеральный закон „О саморегулируемых организациях“ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и внести их в Государственную Думу. Согласно информации Комитета по вопросам собственности, второе чтение законопроекта планируется в конце летней сессии.

Источник: НОСТРОЙ

Вступить в СРО