26.10.2010
Московские проектные СРО оценили предвыборные платформы кандидатов на пост президента НОП
Состоялось заседание Координационного совета проектных СРО Москвы, на котором состоялось обсуждение предвыборных платформы кандидатов на пост президента НОП, избрание которого, должно состояться во время 2-го заседания IV Всероссийского съезда СРО проектировщиков 27 октября 2010 г.
Напомним, на пост главы НОП претендуют гендиректор ГУП МНИИП «Моспроект-4», член Коллегии СРО ГАРХИ, президент Союза архитекторов России Андрей Боков и гендиректор ГУП «Моспроект-2», член Правления СРО «Гильдия архитекторов и проектировщиков» Михаил Посохин. Оба кандидата постарались изложить свое видение ключевых направлений деятельности Нацобъединения и путей достижения намеченных целей.
Примечательно, что большинство присутствующих оценило предвыборные платформы двух кандидатов при всех их внешних отличиях¸ в основном, как весьма схожие. Главное расхождение в позициях претендентов проявилось, в основном, в их оценках уже сделанного в НОП. По признанию М.Посохина, он был приятно удивлен и весьма обнадежен тем, как много было сделано командой предшественников. «Нам ни в коем случае нельзя отбрасывать весь позитив, наработанный нашими коллегами. Задача – через существенную активизацию работы НОП приумножить уже сделанное», - заявил он.
А.Боков настроен действовать более радикально. Так, в его выступлении отчетливо прослеживались критическое отношение к уже сделанному, и стремление к новациям.
Публикуем основные положения предвыборных программ кандидатов.
Программа А.Бокова по развитию деятельности НОП (основные тезисы):
Служить российскому обществу и в его интересах защитить российского проектировщика – основная задача НОП. В связи с этим следует немедленно прекратить внутрицеховые конфликты перед очевидными серьезнейшими внешними вызовами. Только при консолидации всех структур (НОП, НОСТРОЙ, НОИЗ, СПР, САР, РААСН, РСС, РСИ), мы сможем добиться перелома ситуации. Из осознания данного тезиса следуют основные направления деятельности и соответствующая организационная структура объединения.
1. Опираясь на право законодательной инициативы НОП, необходимо предпринять максимум усилий для скорейшего изменения ФЗ-94, Градостроительного кодекса и ряда других законов. При этом системная, концептуальная правка законодательства возможна только на основе Национальной градостроительной доктрины, к разработке которой уже приступила РААСН.
2. Нормотворчество – важнейшее направление работы НОП, но мы не должны выполнять прямые обязанности министерств и ведомств, разрабатывая за собственный счет федеральные нормативы. А участие наших специалистов в этих разработках, экспертиза проектов таких нормативов – наша прямая обязанность.
3. Необходимо наладить конструктивный диалог с обществом и властью всех уровней: прямые регулярные контакты с высшим руководством страны, постоянная работа на экспертном уровне на доступных площадках. Следует стремиться к делегированию наших представителей на работу в органы власти на постоянной основе. Следует всеми средствами методично и кропотливо создавать и восстанавливать репутацию НОП. Общественное признание профессии – необходимое условие успешной профессиональной деятельности. В этом смысле PR направление является крайне важным, совершенно недооцененным сегодня. Нам нужен выход на федеральные телеканалы, другие общенациональные СМИ, работа в интернет-изданиях. Нас должны слышать, и слышать как минимум в масштабе страны.
4. Дискриминация российских проектировщиков, которая становится нормой, недопустима. Конкурсы на значимые объекты, на которые принципиально не приглашаются российские специалисты, недопустимы. Справиться с этой проблемой — задача НОП. Не менее важна защита от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных компаний. Едва ли найдутся противники деятельности по обмену опытом с зарубежными коллегами, но играть на нашем рынке надо по нашим правилам. Следующая задача - защита наших проектировщиков за рубежом, прежде всего в странах ближнего зарубежья, опираясь на государственную поддержку.
Необходимо эффективное воздействие на отечественный проектный рынок, на практику проведения тендеров, торгов, аукционов и конкурсов. Многочисленные тендеры, которые объявляются в последнее время, как на корпоративные, так и на бюджетные заказы, становятся недоступными для малого и среднего бизнеса. Размер залога, выплаты более 80 процентов стоимости проектных услуг только после завершения работ и заключения экспертизы, другие ограничения, ставят любого проектировщика в дискриминационные условия. Проектирование становится неприбыльным делом, а это означает, что исход профессионалов из этой сферы будет продолжаться, ниша будет заполняться непрофессионалами. Средствами воспитания корпоративной солидарности должны стать эталоны договоров, контрактов, расценок и т.д.
5. Защититься от непрофессионализма поможет аттестация физических лиц. Это единственный путь уйти от бесконтрольного появления огромного числа не обеспеченных кадрами проектных организаций. Действенный контроль может быть только со стороны профессионального сообщества. К проведению аттестации абсолютно необходимо привлечь ведущие отраслевые научные, экспертные и общественные организации, и, конечно, методику аттестации нужно будет публично обсудить и апробировать. Аттестация должна быть максимально прозрачным процессом – только при таком условии ее результаты могут получить общественное признание. Воспроизводство ситуации с продажей лицензий Госстроя всем желающим никому не нужно. Вслед за аттестацией необходима организация переподготовки кадров инженерных, архитектурных и градостроительных.
6. Снять риски проектной деятельности сможет только цивилизованная система страхования, которую необходимо вводить наряду с компенсационными фондами и взамен компенсационных фондов. При этом страховое вознаграждение (страховая премия) должно войти в себестоимость проектных работ. Это общемировая практика, и нецелесообразно искать здесь некий «свой путь». Такое решение разморозит существенные денежные средства, сейчас бессмысленно омертвленные.
7. Нам необходимо воспользоваться предлагаемым Градостроительным кодексом правом создания негосударственной экспертизы. НОП обязан усилить сотрудничество с государственной экспертизой и сформировать «элитный корпус» собственных аттестованных экспертов по всем специальностям и во всех регионах; добиться их аккредитации при различных государственных и общественных структурах.
Указанные направления деятельности должны опираться на институт секций в качестве экспертных площадок по конкретным специальностям и региональные СРО, что потребует существенного усиления роли межрегиональных координаторов.
Основные положения предвыборной программы М.Посохина:
Техническое регулирование. При интеграция в части норм и стандартов проектирования с Евросоюзом, для исключения создания совокупности бессистемных, слабосвязанных (а ряде случаев – и противоречивых) между собой, нормативно-правовых документов создание единого центра со всей полнотой полномочий и ответственности по разработке нормативов, внедрению их в практику и контролю за их исполнением. Совершенствование на основе предложений СРО нормативной базы (технические регламенты, национальные стандарты, СНиПы), оперативный пересмотр технических регламентов по пожарной безопасности, инсоляции, внесение изменений в СанПиНы, учет региональных особенностей: климат, история, сейсмичность и т.д.
Создание независимой профессиональной экспертизы.
Возрождение института ГИПов и ГАПов. Переход к личной ответственности.
Защита Российского рынка проектных услуг. Привлечение зарубежных архитекторов и проектировщиков для разработки проектов в России только совместно с российскими авторами.
Ценообразование на проектные работы, ФЭРы, ТЭРы. Разработка номенклатуры объектов, детализация федеральных расценок с учетом номенклатуры объектов, разработка расценок на интерьеры. Изменение соотношения стоимости проектной документации и рабочей документации (соответственно 60% и 40%).
Корректировка состава разделов, стадийности проектирования, видов проектов (ПП РФ от 16.02.2008 № 87). Разграничение проектов на градостроительные, объекты капитального строительства (здания, строения, сооружения), благоустройство территорий и линейные сооружения.
Совершенствование формы государственных контрактов. В первую очередь в части исключения ответственности проектировщиков за подготовку исходных для проектирования документов.
Разработка стандартов и СНиПов для градостроительного проектирования.
Ликвидация административных барьеров. Установление ответственности органов государственной экспертизы, развитие негосударственной экспертизы с приданием ей соответствующего статуса, формирование единого для всей России Комитета экспертов по уникальным объектам и ситуациям.
Совершенствование процесса образования в ВУЗах.
Формирование отраслевых региональных комиссий из экспертов различных СРО.
Формирование базы данных ведущих специалистов.