07.10.2010
Полученные СРО Доходы от размещения части средств компенсационного фонда в государственные ценные бумаги и на банковском депозите подлежат учету при расчете налога на прибыль
Доходы саморегулируемой организации от инвестирования средств компенсационного фонда не отнесены НК РФ к целевым поступлениям, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, и подлежат учету в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
Об этом Письмо УФНС РФ по г. Москве от 16.06.2010 N 16-15/063335@.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ ''О саморегулируемых организациях'' (далее - Закон N 315-ФЗ) саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных Законом N 315-ФЗ и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
Саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ ''О некоммерческих организациях'', при условии ее соответствия всем установленным в Законе N 315-ФЗ требованиям ( п. 3 ст. 3 Закона N 315-ФЗ).
На основании п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
Сведения о некоммерческой организации, соответствующей установленным в ст. 3 Закона N 315-ФЗ требованиям, вносятся в государственный реестр саморегулируемых организаций в течение семи рабочих дней со дня представления некоммерческой организацией в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти заявления и документов по установленному в ст. 3 Закона N 315-ФЗ перечню, в том числе документов, подтверждающих наличие у некоммерческой организации предусмотренных в Законе N 315-ФЗ способов обеспечения ответственности членов некоммерческой организации перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами. Об этом сказано в ст. 20 Закона N 315-ФЗ.
Согласно пп. 3 п. 3 ст. 3 Закона N 315-ФЗ к числу указанных требований относится, в частности, обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации. Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации в размере не менее чем 3000 руб. в отношении каждого члена ( п. 2 ст. 13 Закона N 315-ФЗ).
Учитывая, что гражданское законодательство Российской Федерации не содержит определения ''вступительный взнос в саморегулируемую организацию'', взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации, являющийся неотъемлемым условием принятия в члены саморегулируемой организации и направляемый на формирование имущества саморегулируемой организации, используемого целевым образом для ведения уставной деятельности в порядке, установленном в Законе N 315-ФЗ, рассматривается для целей налогообложения прибыли как часть вступительного взноса в саморегулируемую организацию.
Следовательно, доходы в виде взносов в компенсационный фонд, уплачиваемые членами саморегулируемой организации, для целей налогообложения прибыли в составе доходов данной саморегулируемой организации не учитываются, если указанные взносы удовлетворяют указанным требованиям.
Размещение средств компенсационного фонда в целях их сохранения и прироста и инвестирование таких средств осуществляются через управляющие компании, если иное не установлено федеральным законом ( п. 5 ст. 13 Закона N 315-ФЗ).
В государственные ценные бумаги Российской Федерации должно быть инвестировано не менее 10% средств компенсационного фонда ( п. 10 ст. 13 Закона N 315-ФЗ).
Доход, полученный от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, направляется на пополнение компенсационного фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств компенсационного фонда ( п. 7 ст. 13 Закона N 315-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 НК РФ отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в России регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен в ст. 251 НК РФ. То есть доходы некоммерческой организации, которые не указаны в ст. 251 НК РФ, подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
При этом на основании п. 2 ст. 276 НК РФ доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом доходы и расходы по доверительному управлению имуществом и представлять учредителю управления (выгодоприобретателю) сведения о полученных доходах и расходах для их учета учредителем управления (выгодоприобретателем) при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ.
Норма п. 7 ст. 13 Закона N 315-ФЗ не является основанием для невключения полученного дохода в налоговую базу по налогу на прибыль.