18.08.2009

Строительный срок. Власти готовы помочь запустить механизм саморегулирования

С 1 января 2010 года допуск к работам строительным компаниям будут выдавать саморегулируемые организации (СРО).

Все, кто в эту систему не попадет, на законных основаниях смогут разве что клеить обои. Действие государственных лицензий прекращается.

Много званых, да мало избранных

Процесс перехода к саморегулированию удостоился тех же переживаний, что и подзабытая ныне "проблема-2000". В 1999 году все боялись, что 1 января компьютеры перепутают ХХI век с нулевым и испортят человечеству жизнь везде, где ею управляют, - от светофоров до атомных станций. Сейчас можно услышать, что в тех регионах, в которых до января не успеют зарегистрировать СРО, с нового года отрасль замрет.

Эти опасения основаны на том, что Ростехнадзор, уполномоченный регистрировать и контролировать строительные саморегулируемые организации, внес в госреестр пока только двадцать СРО, из них половина - в Москве и Санкт-Петербурге. В большинстве регионов отраслевые некоммерческие партнерства (НП), планирующие получить статус СРО, находятся на разных стадиях организационного процесса. А он непрост. Не менее ста предприятий должны объединиться в НП, заплатить внушительный взнос в компенсационный фонд, выработать стандарты качества работ, механизмы контроля и дисциплинарного воздействия на членов партнерства. Ростехнадзор рассматривает документы очень тщательно, и лишь единицы попали в реестр с первой попытки. В частности, некоторым было отказано из-за нарушения условия о количестве членов некоммерческих партнерств.

Проблема с численностью рядов НП - далеко не главная, но первая: нет ста членов - партнерство в качестве СРО не зарегистрируют. Дело здесь не в том, что в регионах мало строительных организаций. Напротив, во времена бума, признают специалисты, лицензии выдавались едва ли не всем желающим. Скажем, в Ярославской области их было более четырех тысяч. Однако далеко не все строительные организации спешат вступить в НП. В одном сейчас около 150 членов, в другом - 17. В Ивановской области более 80 организаций вступили в "Ивановское объединение строителей", более 40 - в "Ивановское ОПСК", остальные еще в раздумьях. В НП "Союз строителей Верхней Волги" - около 140 участников из Костромской и Ивановской областей.

В регионы "забрасывают удочки" москвичи, уже оформившие отношения с Ростехнадзором, и приглашают в свои ряды местные компании. Главный аргумент: "Вам регистрацию не осилить. Останетесь с нового года без работы. А у нас все уже сделано". Однако те, как правило, рассчитывают до декабря попасть в госреестр, чтобы с января члены организации могли работать на законных основаниях - на оформление допуска отводится до месяца. Эти стремления поддерживают и в региональных администрациях.

- По закону вмешиваться в деятельность некоммерческих партнерств власть не может, но мы оказываем организационную и правовую поддержку, - говорит заместитель директора департамента строительства Ярославской области Денис Мещеряков. - Наша цель - иметь свои СРО, чтобы защищать интересы региональных строителей.

Ту же мысль высказывал заместитель председателя правительства Ивановской области Андрей Чужбинкин.

Ценз неплатежеспособности

Один из камней преткновения, лежащий на дороге в СРО, - взнос, который каждое предприятие должно уплатить в компенсационный фонд. Гендиректор НП "Союз строителей Верхней Волги" Михаил Фирко признался, что с формированием этого фонда есть проблемы, пришлось даже вести переговоры с банками. Тем более что есть и другие взносы - вступительный и годовые членские (в регионах они относительно невелики), а также расходы на обязательное страхование гражданской ответственности. Минимальная страховая сумма - один миллион рублей, максимальная законом не установлена, у красноярских строителей, например, это 170 миллионов.

Понятно, что крупному предприятию легче расстаться с такими средствами, чем малому или среднему. При этом именно небольшие фирмы суммарно выполняют основной объем субподрядных работ в строительстве. Президент тверского НП "Региональное отраслевое объединение строителей" Игорь Хлебников привел такие данные: в 2008 году в области работали около 900 строительных компаний, свыше 800 из которых относились к предприятиям малого бизнеса. Как считают тверские строители, для них взнос в компенсационный фонд следует уменьшить до 150 тысяч рублей.

Но есть и другое мнение. "Если предприятие не может найти денег на взносы, ему нечего делать в отрасли, где столь высокий уровень ответственности за результаты работы", - сказал корреспонденту "РГ" руководитель одной из строительных фирм.

Око за око, зуб за зуб

Отмену лицензий переживают и те, для кого, собственно, строители и стараются - заказчики. Как будет работать механизм саморегулирования? Кто ответит за плохое качество возведенных объектов? Где гарантия, что неверно понимаемая корпоративная солидарность не приведет к тому, что СРО станет покрывать грешки некоторых своих членов?

Строители отвечают: выручать халтурщиков нет никакого смысла. И в этом - главное достоинство СРО.

- Задача саморегулируемой организации - разработать стандарты качества, внедрить их и контролировать, чтобы они соблюдались всеми членами организации, - объясняет генеральный директор ярославского НП "Главверхневолжскстрой" Евгений Кокоуров. - При нарушениях технологии, когда появятся претензии от заказчика, отвечать по обязательствам будет не только фирма, допустившая брак, но и СРО - своим компенсационным фондом. По закону средства в фонд должны быть возвращены в течение 60 дней. Если активов проштрафившейся компании не хватит, платить придется всем членам саморегулируемой организации. Такого рода коллективная ответственность заставит всех следить за соблюдением норм. Раз в год будет проверяться работа каждого предприятия, входящего в СРО.

Повышение качества строительства и "предупреждение причинения вреда" (как более доходчиво говорят строители, "чтоб возведенные дома не разваливались") - вот цели, ради которых СРО даны права применять к нарушителям корпоративных стандартов различные меры наказания - вплоть до исключительной. Заставить предприятие покинуть организацию можно только по очень веским основаниям. И после этого дорога во все отраслевые объединения ему будет заказана, со строительным бизнесом можно попрощаться. Впрочем, СРО выдают допуск только на виды работ, связанные с безопасностью. Клеить обои и красить полы можно и без особого разрешения.

Строители признают, что сейчас, пока формируются списки в некоммерческих партнерствах, попасть в СРО относительно легко. Особенно если нет больших проблем с качеством исполнения работ и уплатой вступительных взносов. Тем не менее многие предприятия уже на этом этапе потеряют шанс остаться в бизнесе - если за ними числятся грешки вроде неисполненных обязательств по выигранному тендеру. На них у строителей вырос "зуб мудрости" - за то, что перебивали заказы, роняя цены ниже плинтуса. Однако руководители НП обещают, что если отказы в приеме и будут, то только мотивированные, в строгом соответствии с законодательством. Волюнтаризм исключен прописанными процедурами.

Позже, когда НП получат статус СРО, они тоже будут принимать новых членов, но каждого рассмотрят, что называется, под микроскопом. Все понимают, что механизм саморегулирования окончательно отладится далеко не сразу. Но со временем, говорят руководители партнерств, качество должно вырасти - система стряхнет халтурщиков. Дайте только срок.

Источник: Российская газета Центральная Россия

Вступить в СРО